Положение о ВСОКО

Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;
• Порядком проведения самообследования в образовательной организации, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462;
• Показателями
деятельности
образовательной
организации,
подлежащей
самообследованию, утвержденными приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324;
• Показателями, характеризующими общие критерии оценки качества образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
05.12.2014 № 1547;
• Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 590,
Министерства просвещения Российской Федерации № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении
методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных
организациях на основе практики международных исследований качества подготовки
обучающихся»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
• Локальными актами МБОУ «Школа №3»;
• Уставом школы.
1.1. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность
по информационному обеспечению управления образовательным учреждением,
основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса,
его ресурсного обеспечения и его результатов.
1.2. Внешняя система оценки качества образования – включение потребителей
образовательных услуг, органов государственно – общественного управления /
коллегиального управления ОО в оценку деятельности системы образования
образовательной организации, содержания образования в соответствии с требованиями
федеральных образовательных стандартов общего образования (по соответствующим
уровням), целям и задачам государственной политики в сфере образования;
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников
образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работающих
по совместительству.
1.4. Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных
процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и
дальнейшее использование полученных результатов.
1.5. В настоящем положении используются следующие термины:
 Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности
и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным
государственным образовательным стандартам и потребностям физического лица, в
интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень
достижения планируемых результатов образовательной программы;

Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по

обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.
 Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и
оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного
процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и
личностным ожиданиям.

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)– целостная система
диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами
государственно-общественного управления образовательным учреждением, которым
делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также
совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов,
обеспечивающих управление качеством образования.
 НОКО – независимая оценка качества образования. Это деятельность официально
уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня
удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг и соответствие
качества этих услуг федеральным требованиям.
 ВШК – внутришкольный контроль. Это компонент ВСОКО, который поддерживает
гарантии участников образовательных отношений на получение качественного
образования.
 Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных
измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых
соответствуетреализуемым образовательным программам.
 Диагностика – контрольный замер, срез.
 Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
 Мониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих
количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого
является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов,
условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в
нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных
требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.
 Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса,
условий и результатов образовательной деятельности.
 ВПР – Всероссийские проверочные работы.
 ВсОШ – Всероссийская олимпиада школьников.
 ГИА – Государственная итоговая аттестация.
 ОГЭ – Основной государственный экзамен.
 ГВЭ – Государственный выпускной экзамен (для обучающихся с ОВЗ).
 КИМ – Контрольно-измерительные материалы.
 НОКО – Независимая оценка качества образования.
 ООП – Основная образовательная программа.
 УУД – Универсальные учебные действия.
 АООП – Адаптированная основная общеобразовательная программа.
 ОВЗ – Ограниченные возможности здоровья.
 СанПиН – Санитарно-эпидемиологические правила и нормы.
 ДОТ – Дистанционные образовательные технологии.
1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством:


Лицензирования;

 Аккредитации;
 Государственной (итоговой) аттестации выпускников;
 Системы внутришкольного контроля;
 Мониторинга качества образования (национальных, региональных и муниципальных
исследований качества образования, муниципальных и региональных мониторингов
условий реализации Стандартов).
1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:







Образовательная статистика;
Промежуточная и итоговая аттестация;
Мониторинговые исследования;
Социологические опросы;
Отчеты работников школы;
Посещение уроков и внеклассных мероприятий.

1.8. Положение о ВСОКО утверждается директором учреждения. Педагогический совет
МБОУ «Школа №3» имеет право вносить изменения и дополнения в Положение о ВСОКО.
1. Основные цели, задачи и принципы
внутренней системы оценки качества образования
Внутренняя система оценки качества образования:
соответствует основным федеральным требованиям и актуальным тенденциям развития
общероссийской
системы
ОКО,
обеспечивает
объективность
оценки,
сбалансированность системы оценки, нацеленность системы на оценку ключевых
характеристик качества подготовки обучающихся;
 учитывает федеральные требования к порядку проведения образовательной
организацией процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе
федерального государственного контроля качества образования;
 функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга
как основой управления образовательной деятельностью образовательной организации;
 направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки
качества образования.


2.1. Цели внутренней системы оценки качества образования:
 Обеспечение объективности процедур оценки качества, в том числе за счет
обеспечения контроля за соблюдением порядка/регламента проведения оценочных
процедур;
 Формирование единой объективной системы диагностики и контроля состояния
образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление
изменений, влияющих на качество образования в школе;
 Получение актуальной, достоверной и объективной информации о качестве подготовки
обучающихся по образовательным программам основного общего образования для
выявления причин снижения образовательных результатов и выработки эффективных
механизмов по их улучшению;
 Принятие обоснованных и своевременных
управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
 Прогнозирование развития образовательной системы школы.

2.2.Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение
следующих задач:





















Устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как
на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки
эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества
образования.
Разработать показатели по оценке достижений обучающимися результатов освоения
основной образовательной программы начального общего, основного общего
образования.
Выявить состояние и динамику достижения предметных и метапредметных результатов
освоения обучающимися программы начального общего, основного общего образования.
Выявить состояние и динамику формирования функциональной грамотности
обучающихся общеобразовательных организаций.
Выявить факторы, влияющие на качество подготовки обучающихся.
Обеспечить соблюдение мер информационной безопасности при проведении процедур
оценки качества образования.
Обеспечить объективность проведения школьного, муниципального этапов
Всероссийской олимпиады школьников.
Обеспечить реализацию полного управленческого цикла оценки качества подготовки
обучающихся.
2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы:
Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования; Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития
отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в
образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества
образования;
Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
Рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный самоанализ и
самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
Оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования;
Инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации
данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
Минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями;
Взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и
взаимозависимости;
Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в школе.

2.

Организационная и функциональная структура ВСОКО

3.1.
Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой
качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
администрацию школы, педагогический совет, методический совет (при наличии),
методические объединения учителей-предметников, временные консилиумы (педагогический
консилиум, творческие группы и т.д.).
3.2.

Администрация школы (директор и его заместители):


Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и
приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их выполнение;

Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих
мероприятиях;

Обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по
вопросам качества образования;

Организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку,
хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует
результаты оценки качества образования на уровне школы;

Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования;
 Обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению контрольнооценочных процедур;

Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный
и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационноаналитические материалы по результатам оценки качества образования (самообследование,
публичный доклад и т.д.);

Принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Педагогический совет и методические объединения учителей-предметников (при
отсутствии данного органа, функции выполняет администрация):

Участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в
разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;

Участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной
деятельности педагогов школы;

Содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению
контрольно-оценочных процедур;

Проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации
обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;

Готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам оценки качества образования на уровне школы.
3.4. Педагогический совет:

Содействует определению стратегических направлений развития системы образования
в школе;

Принимает участие в формировании информационных запросов основных
пользователей системы оценки качества образования школы;

Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования;

Принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации учебного процесса в школе;


Участие в оценке качества и результативности труда работников школы;

Содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;

Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования в школе;

Принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную
аттестацию.
3.5. Классный руководитель:
 Определяет уровень воспитанности каждого ученика;

Своевременно доводит итоги до сведения учащихся и родителей;
 Анализирует динамику развития личности каждого учащегося;
 Разрабатывает и предлагает учащимся, родителям рекомендации по
самооценке результатов воспитания.




3.6. Ученик:





Развивает стремления к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию,
самореализации и самопрезентации;
Овладевает ключевыми компетенциями и культурой умственного труда;
Накапливает достижения и формирует портфолио.

3.7. Совет школы:
Совет школы участвует в обсуждении и заслушивает руководителя школы по реализации
ВСОКО, дает оценку деятельности руководителя и педагогов школы по достижению
запланированных результатов в реализации программы развития школы. Члены школьного
совета привлекаются для экспертизы качества образования.
3.8. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал, состав и
сроки определяются ежегодным приказом руководителя ОО «Об организации и проведении
контрольно-оценочных работ и подготовке отчета о самообследовании».
3.9. Согласованная работа всех организационных структур ВСОКО позволяет обеспечить
школьный стандарт качества образования.
3. Содержание ВСОКО
4.1. Оценка качества образования осуществляется по следующим направлениям:
1. Качество образовательных результатов (Приложение 1)
 предметные результаты обучения;
 метапредметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики);
 личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);
 здоровье обучающихся (динамика);
 достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
 удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов;
 профессиональное самоопределение обучающихся.
2. Качество реализации образовательного процесса (Приложение2)
 основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС;
 рабочие программы по предметам
 программы внеурочной деятельности
 реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ФГОС);
 качество работы классного руководителя;
 удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе;
 адаптация обучающихся к условиям школьного обучения и при переходе на следующий
уровень образования.
3. Качество
условий, обеспечивающих реализацию образовательных программ
(Приложение 3)
 материально-техническое обеспечение;
 информационно-развивающая среда;
 организация питания;
 кадровое обеспечение;
 общественно-государственное управление (Управляющий совет школы, педагогический
совет, классные родительские комитеты, совет обучающихся);
 документооборот и нормативно-правовое обеспечение.

5. Объекты оценки качества образования
№
п/п

Объект
оценки

Показатели

Методы
оценивания

Ответственный

Сроки

I. Качество образовательных результатов
Промежуточныйи Заместитель
1 Предметные доля неуспевающих;
результаты доля обучающихся на «4» и «5» итоговый
директора по УР
контроль;
средний процент выполнения
мониторинг;
заданий административных
анализ
контрольных работ;
доля обучающихся 9-х классов, результатов
итоговой
преодолевших минимальный
порог при сдаче государственной аттестации
аттестации попредметам русский
язык,
математика и двум предметампо
выбору;
доля обучающихся 9 классов,
получивших аттестат;
доля обучающихся 9-х
классов, получивших аттестат
особого образца.
качество знаний обучающихся2х-8-х классов по русскому языку,
математике, начиная с 5-го –
английский язык;
–готовность и адаптация к
обучению обучающихся 1-х
классов;
–обученность и адаптация
обучающихся 5-х классов;
Результаты участия в ВПР,
ВсОШ (согласно приказу
Министерства просвещения
РФ):
- доля обучающихся,
подтвердивших текущую
успеваемость при написании
ВПР
2 Объективнос - Количество удовлетворённых Наблюдение
Зам.директора по
ть оценочных апелляций обучающихся по
Экспертиза
УР
процедур
проведению оценочных процедур,
в том числе ВсОШ.
- Количество общественных
наблюдателей оценочных
процедур, проученных на
специализированных платформах
ИРО.
- Процент охвата общественным и
видеонаблюдением аудиторий,
задействованных про проведении
оценочных процедур (ВПР,
ВсОШ).
- Доля работ, проверяемых
школьными предметными
комиссиями, в состав которых
входят педагоги, не преподающие
в данном классе.

по итогам четверти
полугодия;
учебного года
в соответствии с
планом ВШК и
мониторинга
(Приложение 1)

в соответствии с
планом-графиком
проведения
оценочных
процедур

3 Метапредмет Уровень освоения планируемых
ные
метапредметных результатов в
результаты соответствии с перечнем из
образовательной программы ОУ
(высокий, средний, низкий).
Динамика результатов

Комплексные
контрольные
работы.
Анализ урочной
и внеурочной
деятельности.

Классный
руководитель,
заместители
директора по
УР, ВР

в соответствии с
планом ВШК и
мониторинга
(Приложение 4)

4 Личностные Уровень сформированности
результаты планируемых личностных
результатов в соответствии с
перечнем из образовательной
программы ОУ (высокий,
средний, низкий). Динамика
результатов

Мониторингов
ое
исследование
Анализ урочной
и внеурочной
деятельности.

Классный
руководитель,
заместитель
директора по ВР

в соответствии с
планом ВШК и
мониторинга
(Приложение 5)

Классный
руководитель,
заместитель
директора по УР,
учителяпредметники

в соответствии
с графиком
регионального
мониторинга
ФГ

Классный
руководитель

Замеры
показателей
физического
развития в
начале и конце
учебного года
1 раз в четверть

Мониторинговое
5 Сформирован Уровень сформированности
ность
функциональной грамотности:
исследование
функциональ - Доля участников оценочной
ной
процедуры,
показавших
грамотности достижение высокого уровня
сформированности
функциональной грамотности.
- Доля участников оценочной
процедуры,
показавших
достижение базового уровня
сформированности
функциональной грамотности.
- Доля участников оценочной
процедуры,
показавших
недостаточный
уровень
функциональной грамотности.
- Доля успешного выполнения
заданий
по
направлениям
функциональной грамотности:
- математической,
- финансовой,
- читательской,
- естственнонаучной,
- глобальных компетенций,
- креативного мышления.
- Уровень физической
Мониторингов
6 Здоровье
обучающихся подготовленности обучающихся ое
- доля обучающихся по группам исследование
здоровья
Наблюдение
- доля обучающихся,
занимающихся спортом
(спортивные секции, кружки
спортивного направления)
- процент пропусков уроков по
болезни

1 раз в четверть

7 Достижения
обучающихся
на конкурсах,
соревнования
х, ВсОШ

Доля обучающихся,
участвовавших в конкурсах,
олимпиадах по предметам:
- школьный уровень
- муниципальный уровень
- региональный уровень

Наблюдение
Анализ
внеурочной
деятельности.

в соответствии с
Классный
планом ВШК и
руководитель,
мониторинга
заместитель
директора по ВР

Доля победителей (призёров):
- школьный уровень
- муниципальный уровень
- региональный уровень
Доля обучающихся,
участвовавших в соревнованиях
- школьный уровень
- муниципальный уровень
- региональный уровень
Доля победителей (призёров)
спортивных соревнований:
- школьный уровень
- муниципальный уровень
- региональный уровень
8 Удовлетворен Доля родителей, удовлетворенных Анкетирование Классный
ность
качеством образовательных
(опрос)
руководитель
родителей
результатов
родителей в
качеством
рамках
образовательн
родительских
ых
собраний
результатов
Наблюдение
Классный
9 ПрофессионалДоля выпускников 9-х классов,
ьное
поступивших на бюджетную
Информационная руководитель,
самоопределе форму обучения или
справка
зам.директора по
ние
продолживших обучение в 10
УР
классе

Конец учебного
года (1 раз в 2
года)

По поступлении
данных

II Качество реализации образовательного процесса
Соответствие образовательной
Экспертиза
1 Основные
образовательн программы Федеральным
ые программытребованиям:
- отражает
в
полном
объеме идеологию ФГОС
- контроль
состояния
условиям реализации ООП
- контроль реализации Программы
Воспитания (название
соответствует новым редакциям
ФГОС) и Программы
коррекционной работы

По мере
Директор,
зам.директора по поступления
федеральных,
УР, ВР
региональных
документов,
влияющих на
ООП
Оценка ООП
проводится на
этапе ее
согласования
(результаты
оценки ООП
прикладываются к
протоколу
утверждения
программы
органом
коллегиального
управления

Соответствие ФГОС, ООП,
2 Рабочие
программы по Учебному плану школы
предметам

Экспертиза

Начало
Директор,
зам.директора по учебного года
УР

Экспертиза
3 Программы Соответствие ФГОС
внеурочной Соответствие запросам со стороны
деятельности родителей обучающихся.
Доля обучающихся,
занимающихся по программам
Анкетирование
внеурочной деятельности
Мониторинг
4 Реализация Соответствие учебных планов и Экспертиза
учебных
рабочих программ ФГОС.
Итоговый
планов и
Процент выполнения программы контроль
рабочих
программ

Начало
Директор,
зам.директора по учебного года
ВР

Составление и реализация плана Экспертиза
5 Качество
работы
воспитательной работы классного
классного
руководителя
руководителя

1 раз в четверть
Директор,
зам.директора по Аналитическая
справка
ВР
зам.директора
по ВР о
выполнении
плана
воспитательной
работы
Зам.директора по 1 раз в год
(апрель)
ВР

Анкетирование
6 Удовлетворен Доля учащихся и родителей
ность
(законных представителей),
обучающихся удовлетворенных уроками по
и их
каждому предмету и условиями
родителей
жизнедеятельности школы
(законных
(различные виды)
представителе
й) уроками и
условиями в
школе
7 Организация Доля обучающихся, посещающих Экспертиза
занятости
кружки, секции и т.д. во
обучающихся внеурочное время
Доля обучающихся, принявших
участие в мероприятиях,
организованных в каникулярное
время

1 раз в год в
Директор,
зам.директора по соответствии с
планом ВШК и
УР
мониторинга

Зам.директора по В соответствии
спланом ВШК и
ВР
мониторинга

III. Качество условий, обеспечивающих реализацию образовательныхпрограмм
Экспертиза
1 Материально- Соответствие материальнотехническое технического обеспечения
обеспечение требованиям ФГОС
Экспертиза
2 Информацион Соответствие информационнонометодических условий
развивающая требованиям ФГОС
среда
Обеспеченность учащихся учебной
литературой
Соответствие школьного сайта
требованиям
Мониторинг
3 Организация Охват горячим питанием
питания
Доля учащихся, родителей,
Анкетирование,
педагогов, удовлетворенных
опрос
организацией горячего питания

Директор

1 раз в год

В течение
Директор,
зам.директора по учебного года
УР, библиотекарь

1 раз в три
Родительский
месяца
комитет
Классные
1 раз в год
руководители,
ответственный за

4 Использовани Доля обучающихся, посетивших Мониторинг
е социальной учреждения культуры, искусства и Анализ
сферы
т.д.
социума
Доля обучающихся,
занимающихся в учреждениях
дополнительного образования
Доля мероприятий, проведенных с
участием социальных партнеров
Укомплектованность
Экспертиза
5 Кадровое
обеспечение педагогическими кадрами,
имеющими необходимую
квалификацию, по каждому
предмету учебного плана

питание в школе
Зам.директора по Конец учебного
года
ВР

Зам.директора по Начало и конец
учебного года
УР

Доля педагогических работников,
имеющих квалификационную
категорию
Доля педагогических работников,
прошедших курсыповышения
квалификации
Доля педагогических
работников, получивших
поощрения в различных
конкурсах, конференциях
Доля педагогических
работников, имеющих
методические разработки,
печатные работы, проводящих
мастер-классы.
6 Общественно- Доля обучающихся, участвующих Экспертиза
государственн в ученическом самоуправлении
ое управление
и
Доля родителей, принимающих
стимулирован участие в работе родительских
ие качества комитетов, Совета ОУ
образования
Экспертиза
7 ДокументообоСоответствие школьной
рот и
документации установленным
нормативно- требованиям
правовое
Соответствие требованиям
обеспечение документообороту
Полнота нормативно-правового
обеспечения

Зам.директора по Конец учебного
года
ВР

Директор

В течение года

6.

Права и ответственность участников оценочных мероприятий

6.1. Субъекты учебно-воспитательного процесса имеют право на конфиденциальность
информации.
6.2. Лица, осуществляющие мониторинг, имеют право на публикацию данных с научной или
научно-методической целью.
6.3. За организацию мониторинга несут ответственность:
• за дидактический мониторинг – заместитель директора по учебной работе;
• за воспитательный мониторинг – заместитель директора по воспитательной работе;
• за психолого-педагогический мониторинг – педагог-психолог, социальный педагог;
• за медицинский мониторинг – классный руководитель;
• за управленческий мониторинг – директор школы.
7. Итоги внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)
7.1. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего
учебного года, результаты обобщаются на этапе подготовки ОО отчета о самообследовании
(Приложение 6).
7.2. Итоги ВСОКО оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в
справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные, реально выполнимые
рекомендации (самообследование, публичный отчет, справки).
7.3. Исследования ВСОКО могут обсуждаться на заседаниях Педагогического совета,
совещаниях при директоре, при завучах, на заседаниях методических объединений и
методических советов (при наличии), на Совете школы.
7.4. Итоги оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте школы. Доступ к
данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.
7.5.
По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации,
принимаются управленческие решения, издаются приказы, осуществляется планирование и
прогнозирование развития школы.

Приложение 1
Показатели оценки предметных образовательных результатов
Единица

№

Показатели оценки предметных образовательных результатов

1

Чел. / %

2

Численность / удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и
«5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности
учащихся
Средний балл ОГЭ/ГВЭ выпускников 9-гокласса по русскому языку

3

Средний балл ОГЭ/ГВЭ выпускников 9-го класса по математике

Балл

4

Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ/ГВЭ по русскому
языку, в общей численности выпускников 9-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ/ГВЭ по математике,
в общей численности выпускников 9-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, не
получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей
численности выпускников 9-го класса
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в
общей численности выпускников 9-го класса
Численность / удельный вес численности учащихся, принявших участие в
различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности
учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и
призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в
том числе:
- школьного уровня;

Чел. / %

– муниципального уровня;

Чел. / %

– регионального уровня;

Чел. / %

– федерального уровня;

Чел. / %

Численность / удельный вес численности выпускников, получающих
образование в ССУЗах
Численность/ удельный вес численности учащихся, справившихся с ВПР
по каждому предмету в каждом классе (согласно приказу ДО ВО по
внешнему мониторингу качества образования)
Численность/ удельный вес численности учащихся, не справившихся с ВПР
по каждому предмету в каждом классе (согласно приказу ДО ВО по
внешнему мониторингу качества образования)
Результаты промежуточной аттестации в 2-8 классах по русскому языку и
математике:
% качества в каждом классе по каждому предмету
% успеваемости в каждом классе по каждому предмету

Чел. / %

5

6

7

8

9

10
11

12

13

измерения

Балл

Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %
Чел. /%

Чел. / %
Чел. / %
Чел. / %

Приложение 2
№
Критерии оценки
Единица измерения
1. Образовательная деятельность
1.1
Общая численность обучающихся, осваивающих основную
Чел.
образовательную программу:
1.2
Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу:

1.3

– начального общего образования;

Чел.

– основного общего образования;

Чел.

– среднего общего образования

Чел.

Формы получения образования в ОО:
– очная;
– очно-заочная;
– заочная

1.4

Имеется / не имеется.
Количество чел.
Имеется / не имеется.
Количество чел.
Имеется / не имеется.
Количество чел.

Реализация ООП по уровням общего образования:
– сетевая форма;
– с применением дистанционных образовательных технологий;
– с применением электронного обучения

Имеется / не имеется.
Количество чел.
Имеется / не имеется.
Количество чел.
Имеется / не имеется.
Количество чел.

2. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС
2.1

Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС

2.2

Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП
части, формируемой участниками образовательных отношений
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по
составу предметных областей и наименованиям учебных
предметов
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по
объему часов
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН

2.3

2.4
2.5
2.6

2.7
2.8

Соответствует /
не соответствует
Имеется / не имеется
Соответствует /
не соответствует
Соответствует /
не соответствует
Соответствует /
не соответствует
Имеется /
не имеется

Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их
соответствие требованиям ФГОС
Наличие рабочих программ курсов части учебного плана,
Имеется /
формируемой участниками образовательных отношений
не имеется
Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:
– по очно-заочной, заочной форме
– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно
развивающимися сверстниками (по рекомендациям ПМПК)

Количество ед. / не
имеется
Количество ед. / не
имеется

2.9

Наличие плана внеурочной деятельности

Имеется / не имеется

2.10

Соответствует/
не соответствует

2.13

Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
ФГОС по составу и наименованию направлений внеурочной
деятельности
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
ФГОС по объему часов
Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для
курсов внеурочной деятельности, внесенных в план внеурочной
деятельности
Наличие Программы формирования и развития УУД

2.14

Наличие Программы воспитания

Имеется / не имеется

2.11
2.12

Соответствует/
не соответствует
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется

Приложение 3
Критерии оценки условий реализации образовательных программ

Чел. /
%2
Чел. / %

Чел. / %

Чел. / %

Факт
выполнения
«дорожной
карты»

Численность / удельный вес численности
педагогических работников, имеющих
высшее образование, в общей численности
педагогических работников
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, имеющих
высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей
численности
педагогических
работников
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, которым по
результатам аттестации присвоена
квалификационная категория, в общей
численности педагогических работников, в
том числе:
– первая;
– высшая
Численность / удельный вес численности
педагогических работников в общей
численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых
составляет:
– до 5 лет;
– свыше 30 лет

Планируемый
показатель
(«дорожная
карта»)

Кадровые
условия

Контроль
состояния условий
Фактический
показатель
на старте

Критерии оценки
Единица измерения

Группа
условий

Психологопедагогические
условия

Численность / удельный вес численности
педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за
последние три года повышение
квалификации по профилю
профессиональной деятельности и (или)
иной осуществляемой в образовательной
организации деятельности, в общей
численности педагогических и
административно-хозяйственных
работников

Чел. / %

Численность / удельный вес численности
педагогических работников,
своевременно прошедших повышение
квалификации по осуществлению
образовательной деятельности в условиях

Чел. / %

Численность / удельный вес численности
педагогических работников, прошедших
повышение квалификации за последние 3
года
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, являющихся
победителями или призерами конкурса
«Учитель года»
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, являющихся
победителями или призерами
региональных конкурсов
профессионального мастерства
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, имеющих
публикации в профессиональных
изданиях на региональном или
федеральном уровнях
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, ведущих
личную страничку в сети Интернет
Количество педагогов-психологов в
штатном расписании

Чел. / %

Количество педагогов-психологов по
совместительству
Количество социальных педагогов

Чел.

Количество дополнительных
образовательных программ на базе
школы, разработанных при участии
(соавторстве) педагога-психолога

Ед.

Чел. / %

Чел. / %

Чел. / %

Чел. / %

Чел.

Чел.

Материальнотехнические
условия

Учебнометодическое и
информационно
е обеспечение

Наличие оборудованного помещения,
приспособленного для индивидуальных
консультаций с обучающимися,
родителями
Количество компьютеров в расчете на
одного учащегося
Оснащенность учебных кабинетов
(в соответствии с ФГОС / федеральными
или региональными требованиями)
Наличие читального зала библиотеки

Имеется
/ не
имеется

Численность / удельный вес численности
учащихся, которым обеспечена
возможность пользоваться интернетом, в
общей численности учащихся
Общая площадь помещений, в которых
осуществляется образовательная
деятельность, в расчете на одного
учащегося
Количество экземпляров учебной и
учебно-методической литературы в
общем количестве единиц хранения
библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного учащегося
Соответствие используемых учебников и
учебных пособий федеральному перечню

Чел. / %

Соответствие содержания сайта
требованиям статьи 29 Федерального
закона № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»

Ед.
Ед. / %
Да / нет

Кв. м

Ед. / %

Соответс
твует
/ не
соответс
твует
Соответст
вует /
не
соответст
вует

Приложение 4
Показатели оценки метапредметных образовательных результатов
Объект оценки

Вид
контроля

Сформированность
регулятивных,
Входной
коммуникативных и
познавательных
УУД
Текущий

Формы
(процедуры)
оценки

Периодичность

Результат
(продукт)
оценки

Критерии оценки

Уровни

Формы
фиксации

наблюдение

начало
учебного года

Особенности
отношения
обучающихся к
учебному
материалу, их
поведение и
деятельность в
различных
учебных
ситуациях

Действие
целеполагания
Действие
планирования
Действие контроля
и коррекции
Действие оценки
Саморегуляция

высокий
средний
низкий

Сводная
таблица
сформирован
ности УУД по
уровням

в ходе
изучения
программного
материала

Промежуто
чный

в конце
каждого года
обучения

Итоговый

по окончании
уровня
обучения

Получение знаний
изучебника и
информации,
полученной на уроке.
Умение отличать
известное от
неизвестного в
ситуации, специально
созданной учителем.
Умение делать
выводы. Анализ
объектов с целью
выделения
существенных
признаков.
Группировка и
классификация
объектов.

Установление
причинноследственных
связей. Умение
выявить аналогии
на предметном
материале. Умение
использовать
знаковосимволические
средства для
создания моделей
и схем.

Учебное
в течение года
проектирован
ие

Письменная
работа (эссе,
реферат,
аналитические
материалы,
отчёты о
проведённых

Умение работать в
пареи группе.
Умение оформлять
свою мысль в устной
речи.
Сформированность
норм общения.
Умение выполнять
различные роли в
группе лидера,
исполнителя,
оппонента) в
соответствии с
задачами учебной
деятельности.
Способность к
базовый
повышенный
самостоятельному
приобретению
знаний и решению
проблем (умение
поставить
проблему и выбрать
способы её

Классный
журнал
Сводная
таблица
сформированно
сти

исследованиях,
доклады)
Художественна я
творческая
работа (в
области
литературы,
музыки,
изобразитель
ного искусства),
представленнаяв
виде
прозаического
или
стихотворного
произведения,
инсценировки,
художествен
но й
декламации,
исполнения
музыкального
произведения
компьютерной
анимации.
Материальный
объект, макет,
иное
конструкторско е
изделие.
Отчётные
материалы по
проекту,
которые могут
включать как
тексты, так и
мультимедийны е

решения;поиск,
обработка
информации,
формулировка
выводов;
обоснование и
создание модели,
макетов и объектов
творческого
решения).
Сформированность
предметных знаний
и способов
действий (умение
раскрыть
содержание
работы, умение
грамотно и
обоснованно в
соответствии с
рассматриваемой
проблемой
использовать
имеющиеся знания и
способы действий.
Сформированность
регулятивных
действий (умение
самостоятельно
планировать и
управлять своей
познавательной
деятельностью
во времени,
умение
использовать
ресурсные

навыков
проектной
деятельности
по уровням
Портфолио

продукты

Комплексная
контрольная
работа

2 раза в год

Письменная
работа

возможности для
достижения цели,
умение
осуществлять свой
выбор
конструктивных
стратегий в трудных
ситуациях).
Сформированность
коммуникативных
действий (умение
ясно изложить
выбранную тему,
умение оформить
выполненную работу
и представить её
результаты, умение
аргументировано
ответить на вопросы).
Уровень
сформированности
предметных аспектов
обучения
Компетентность
обучающегося в
решении
разнообразных
проблем. Уровень
самостоятельности
выполнения работы.

высокий
сводная таблица
повышенный по уровням
базовый
пониженный
низкий

Приложение 5

Система оценки личностных достижений обучающихся
Показатель

Этап

Метод

Критерий

Сформированн
ос
ть личностных
универсальных
учебных
действий:
самопознания
и
самоопределен
ия
,
смыслообразов
ания,
ценностнонравственной
ориентации

Входной
(начало
учебного
года)
Промежуточн
ый (в конце
каждого года
обучения)
Итоговый (по
окончании
уровня
обучения)

наблюдение

уровень
в конце
воспитанност года
и

беседа

отношение к
школе

1 раз в год

экспертные
оценки

адаптация
первоклассни
ков
анкетировани
е
мониторинг
уровня
здоровья

Октябрьноябрь

критериальн
оориентирован
ные
методики
нетестового
типа

Период

конец
учебного
года

мотивация
в конце 1
учебной
полугодия
деятельности
Рейтинг
предметов

ноябрьдекабрь

Самооценка
личности
критериальн психологичес февраль
окий климат
ориентирован класса
ное
тестирование

Наблюдаемый
критерий

Результат
оценки

Уровень

1) соблюдение
норм и правил
поведения
2) участие в
общественной
жизни ОУ и
ближайшего
социального
окружения,
общественнополезной
деятельности
3)
ответственность
за результаты
обучения4
) готовность и
способность
делать
осознанный
выбор своей
образовательной
траектории
5) ценностносмысловые
установки
обучающихся,
формируемые
средствами
различных

Сформированность высокий
внутренней
средний
позиции
низкий
обучающегося:
познание нового,
овладение
умениями
и новыми
компетенциями,
характер учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками,
ориентация на
успех
в обучении;
сформированность
основ гражданской
идентичности:
чувства гордости за
свою Родину,
любви к своему
краю,
осознание своей
национальности,
уважение к
культуре
и традициям
народов
России и мира;
развитие доверия и
способности к

Результат
контроля

Портфолио
Таблицы
Аналитическ
ая
справка
Сводная
таблица

учебных
предметов в
рамках
системы
общего
образования.
тесты

Удовлетворё
нность
в конце
образователь учебного
ными
года
услугами

пониманию и
сопереживанию;
сформированность
самооценки;
сформированность
мотивации учебной
деятельности;
сформированность
моральноэтических
суждений:
способность к
решению
моральных
проблем,
способность
к оценке своих
поступков с точки
зрения
соблюдения/наруш
ения моральной
нормы.

Приложение 6
Структура отчета о самообследовании
№/п

Название2

1

Содержимое

1

Общая
характеристика
образовательной
деятельности ОО

Полное наименование и контактная информация ОО
в соответствии со сведениями в уставе.
Наличие лицензии на осуществление образовательной
деятельности с указанием всех адресов и видов реализуемых
образовательных программ.
Взаимодействие с организациями-партнерами, органами
исполнительной власти.
Инновационная деятельность на уровне ФИП, РИП (при
наличии)

2

Система
управления ОО

Структура управления, включая органы коллегиального и
общественного управления.
Взаимосвязь структур и органов управления

3

Содержание
подготовки
обучающихся

Виды реализуемых ООП.
Численность обучающихся, осваивающих ООП по уровням
общего образования:
– начального общего;
– основного общего;
– среднего общего.
Количество индивидуальных учебных планов по разным
категориям обучающихся.
Направления дополнительных общеразвивающих программ.
Количество обучающихся в объединениях дополнительного
образования по каждому направлению

4

Качество
подготовки
обучающихся

Успеваемость (без двоек) и качество (четверки, пятерки).
Количество учащихся, набравших не менее (указать
количество) баллов по трем предметам ГИА.
Количество учащихся, набравших не менее (указать
количество) баллов по трем предметам ОГЭ.
Количество призеров Всероссийской олимпиады школьников
(по уровням).
Количество учащихся, преодолевших установленный
минимальный порог в общегородских обязательных
метапредметных диагностиках.

_________________________________________________________________________________________________________________________

1 - С учетом и на основании показателей эффективности деятельности организации, подлежащей самообследованию
по приказу Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324.
2 - В соответствии с приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462.

5

Особенности
организации учебного
процесса

Количество классов-комплектов.
Режим образовательной деятельности (одна/ две смены; пяти/
шестидневная неделя).
Продолжительность учебного года и каникул
Количество обучающихся, получающих образование:
– в очно-заочной форме;
– заочной форме.
Соответствие режима учебной деятельности санитарногигиеническим требованиям.
Наличие ООП того или иного уровня, реализуемых в сетевой
форме.
Количество обучающихся, осваивающих ООП:
– с применением дистанционных технологий;
– с применением электронных средств обучения

6

Информация о
востребованности
выпускников

Поступление в вузы выпускников профильных классов в
соответствии с профилем.
Процент поступления в вузы, ссузы от общего количества
выпускников.
Процент выпускников, трудоустроенных без продолжения
получения образования

7

Кадровое
обеспечение
образовательного
процесса.

8

Учебнометодическое
обеспечение
образовательного
процесса

Доля педагогических работников с высшим образованием.
Категорийность педагогических работников.
Группы педагогических работников по стажу работы.
Возрастной состав педагогических работников.
Повышение квалификации педагогических работников.
Обеспеченность педагогическими работниками неосновного
назначения (педагог-психолог, социальный педагог, учительдефектолог)
Соответствие используемых учебников федеральному перечню.
Общее количество учебных и учебно-методических пособий,
используемых в образовательном процессе.
Количество экземпляров учебной и учебно-методической
литературы в расчете на одного учащегося

9

Библиотечноинформационное
обеспечение
образовательного
процесса

Приложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 1–2)

10

Материальнотехническая база

Приложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 3–4)

ОО

11
12

Функционирование
ВСОКО
Анализ показателей
деятельности ОО,
подлежащей
самообследованию

Положение о ВСОКО
Аналитическая текстовая часть, содержащая качественную
оценку показателей, включая их сравнение с показателями
предыдущего года/ нескольких лет.
Констатация точек роста и управленческих решений, которые
их обеспечили. Объяснение причин отрицательной динамики
по отдельным показателям (если она есть).
Общий вывод о результатах самообследования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».