РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2022-2025 г.г.

Пояснительная записка
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся;
1.2 Направления воспитания;
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации;
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение;
3.2 Нормативно-методическое обеспечение;
3.3

Требования

к

условиям

работы

с

обучающимися

с

особыми

образовательными потребностями;
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся;
3.5 Анализ воспитательного процесса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая

программа

воспитания

Муниципального

бюджетного

общеобразовательного учреждения Городского округа «город Ирбит»
2

Свердловской области «Основная общеобразовательная школа № 3» (далее –
МБОУ «Школа №3») разработана на основе Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг. № 996-р, Плана
мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 286),основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования
(Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413), с учетом Примерной
рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций,
одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, от 23.06.2022 года протокол № 3/22.
Программа

является

методическим

документом,

определяющим

комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой
в школе, разрабатывается с учетом государственной политики в области
образования и воспитания. Программа основывается на единстве и
преемственности образовательного процесса на уровнях начального общего,
основного общего, среднего общего образования, соотносится с примерными
рабочими

программами

воспитания

для

организаций,

реализующих

образовательные программы дошкольного, среднего профессионального
образования. Программа предназначена для планирования и организации
системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися
личностных результатов образования, определённых ФГОС.
Разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей;
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
3

совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений,
социальными

институтами

воспитания;

предусматривает

приобщение

обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе. В соответствии с ФГОС личностные
результаты освоения программ общего образования должны отражать
готовность

обучающихся

руководствоваться

системой

позитивных

ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
гражданского,

патриотического,

духовно-нравственного,

эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного
воспитания.
Программа

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный,

организационный.
Приложение — Календарный план воспитательной работы на 20222023 учебный год.

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками

образовательных

отношений

в

части

воспитания

являются педагогические и другие работники школы, обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций в
соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными
4

актами школы. Родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей
перед всеми другими лицами. Нормативные ценностно-целевые основы
воспитания обучающихся в школе определяются содержанием российских
гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из
которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С

учетом

мировоззренческого,

этнического,

религиозного

многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания
обучающихся включают духовно-нравственные ценности культуры народов
России, традиционных религий народов России в качестве вариативного
компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе,
в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и
потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии с
приоритетами

государственной

зафиксированными

в

Стратегии

политики
развития

в

сфере

воспитания

воспитания,
в

Российской

Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать
свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.

1.1.

Цели и задачи воспитания обучающихся

Современный российский общенациональный воспитательный идеал –
высоконравственный,
принимающий

судьбу

творческий,

компетентный

Отечества

как
5

свою

гражданин
личную,

России,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования, цель воспитания обучающихся
в школе: создание условий для личностного развития, самоопределения и
социализации

обучающихся

на

основе

социокультурных,

духовно-

нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения

в

интересах

человека,

семьи,

общества

и

государства,

формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации, ст. 2, п. 2)
Задачами воспитания обучающихся в школе являются:
- усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим
нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
-приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений
на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
Личностные
общеобразовательных

результаты
программ

освоения
включают

обучающимися

осознание

российской

гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности
и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности
и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной
6

социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется

и

осуществляется

на

основе

аксиологического,

антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей

и

взрослых,

следования

нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве

учебной и воспитательной

деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС:


гражданское воспитание — формирование российской гражданской

идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;


патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,

Родине, своему народу, уважение к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;


духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе

духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий
народов

России,

формирование

традиционных

российских

семейных

ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
7



эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры

на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;


физическое воспитание,

формирование культуры здорового

образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;


трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,

результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение

в

продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;


экологическое

воспитание

—

формирование

экологической

культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;


ценности научного познания —

воспитание стремления к

познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Результаты

достижения

цели

и

решения

задач

воспитания

представляются в форме целевых ориентиров ожидаемых результатов
воспитания по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС
на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации, (ст. 2, п. 2).
8

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования
Целевые ориентиры
Гражданско – патриотическое воспитание
Знающий

и

представление

любящий

свою

о Родине

—

малую
России,

родину,

свой

край,

её территории,

имеющий

расположении.

Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей
Родины — России, Российского государства. Понимающий значение
гражданских символов (государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к
ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и
ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно – нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий

ценность

каждой

человеческой

жизни,

признающий

индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный,
проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий
неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои
поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и
культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки
общения

с

людьми

разных

народов,

вероисповеданий.

Сознающий

нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
9

языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к
отечественной

и

мировой

художественной

культуре.

Проявляющий

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками
личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе,
обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий
свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий

ценность

труда

в

жизни

человека,

семьи,

общества.

Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к
разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и
бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей
деятельности придерживаться экологических норм.
10

Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой

и

неживой

природы,

о

науке,

научном

знании.

Имеющий

первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)

в

поликультурном,

многонациональном

и

многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического
сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам.

Проявляющий

готовность

к

выполнению

обязанностей

гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при
уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий
неприятие

любой

дискриминации

граждан,

проявлений

экстремизма,

терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса,
общеобразовательной

организации,

в

том

числе

самоуправлении,

ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий
свой

народ,

его

традиции,

культуру.
11

Проявляющий

уважение

к

историческому и культурному наследию своего и других народов России,
символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и
культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и
уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, 11
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и
защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в
мероприятиях патриотической направленности.
Духовно – нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм
с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие
антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих
традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий

общаться

с

людьми

разных

народов,

вероисповеданий.

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к
родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры
своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
12

народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий
эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на
самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие
вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и
иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда 12 для
физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и
эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять
собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к
меняющимся социальным, информационным и природным условиям,
стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий

труд,

результаты

своего

труда,

труда

других

людей.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой

деятельности

на

протяжении

жизни

для

успешной

профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в
13

решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации,

своей

местности)

технологической

и

социальной

направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять

такого

рода

деятельность.

Выражающий

готовность

к

осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов,
потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий
активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный
на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в
области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных

последствий

практической

для

деятельности

окружающей

среды.

экологической,

Участвующий

в

природоохранной

направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом

индивидуальных

интересов,

способностей,

достижений.

Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий
навыки использования различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.

14

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему
педагогическим работникам, работающим с обучающимися конкретной
возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное
внимание.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад общеобразовательной организации
МБОУ «Школа №3» основана в 1907 году и является основной
общеобразовательной школой, в которой обучение ведется с 1 по 9 класс по
двум уровням образования: начальное общее образование, основное общее
образование.
Здание МБОУ «Школа №3» находится по адресу: 623856 Свердловская
область, г. Ирбит, ул. Пролетарская, д.46.
Микрорайон школы – центральная часть города. В районе школы
находятся Центр детского творчества «Кристалл», Ирбитский гуманитарный
колледж, Ирбитский мотоциклетный техникум, детские сады, спортивный
стадион, площадь имени Г.К. Жукова, игровые и спортивные площадки,
магазины.
В школу принимаются дети, проживающие в микрорайоне, за которым
школа закреплена Учредителем. Дети, проживающие вне микрорайона
школы, принимаются при наличии свободных мест.
Транспортные подъезды к школе удобны и доступны для безопасного
перемещения обучающихся. Рядом со школой находится автобусная
остановка, пешеходные переходы.
В школе созданы все необходимые условия для обучения и воспитания
обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Обустроены и
оснащены современным

учебным

оборудованием

обеспечены компьютерной техникой
15

и доступом

учебные

кабинеты,

в интернет через

подключение Wi-Fi. Для предоставления качественных образовательных
услуг в области физического воспитания в образовательной организации
созданы необходимые условия, в том числе имеются: Спортивный зал и
спортивная площадка. Необходимые меры доступности и безопасности
обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.
Реализация

социокультурного

социального

партнерства

контекста

опирается

образовательной

на

построение

организации

с

организациямипартнерами:
 ГБУ Ирбитский центр помощи семье и детям;
 МАУК «Центр детского творчества Кристалл»;
 ГБУК СО «Ирбитский государственный музей изобразительных
искусств;
 МКУК СО МО г. Ирбит «Историко-этнографический музей»;
 МКУК «Библиотечная система город Ирбит»;
 МБУК МО г.Ирбит «Дворец культуры имени В.К. Костевича»;
 МБУК МО г. Ирбит «Ирбитский драматический театр имени А.Н.
Островского»;
 МКУ «Центр молодежи» МО г. Ирбит;
 ГКУ СО «Государственный архив в городе Ирбите»;
 МАОУ ДО МО г. Ирбит «Детско-юношеская спортивная школа»;
 ГБП ОУ Свердловской области «Ирбитский гуманитарный колледж»;
 ГАП ОУ Свердловской области «Ирбитский мотоциклетный техникум»
 ГАП ОУ Свердловской области «Ирбитский политехникум»
 Ирбитский Центр медицинского образования ГБПОУ "Свердловский
областной медицинский колледж".
В

условиях

большого

предложения

и

возможности

выбора

предоставляемых образовательных услуг большая часть родителей осознанно
выбирают МБОУ «Школа № 3». Школа имеет устойчивый контингент

16

обучающихся и их родителей, разделяющих традиции, принципы построения
учебно-воспитательного процесса МБОУ «Школа № 3».
По состоянию на 01.09.2022 года в школе обучается 231 обучающийся в
11 классах комплектах. Численность обучающихся начального звена
составляет 101 человек, обучающихся основного звена – 130 человек.
Состав обучающихся школы неоднороден и различается:
- по учебным возможностям, которые зависят от общего развития
ребёнка и его уровня подготовки к обучению в школе;
- по социальному статусу, который зависит от общего благополучия
семьи или уровня воспитательного ресурса отдельных родителей.
Основной контингент обучающихся нашей школы – это дети с
ограниченными

возможностями

здоровья.

Основными

проблемами

развития данной категории детей являются нарушения речи, слуха,
зрения, опорно - двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения.
Обучающиеся с ОВЗ учатся в общеобразовательных классах по
адаптированным общеобразовательным программам. Поэтому, наряду с
Основной общеобразовательной программой начального и основного
общего образования в школе реализуются Адаптированная основная
образовательная

программа

возможностями

здоровья

общеобразовательная

для

обучающихся
и

программа

с

ограниченными

Адаптированная

образования

для

основная

обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В школе обучаются дети из социально неблагополучных семей,
состоящие на различных видах профилактического учета. С данной
категорией обучающихся осуществляется планомерная профилактическая
работа, направленная на предупреждение, устранение или нейтрализацию
основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения
в поведении.
В школе сформирована квалифицированная управленческая команда в
соответствии

с

типом

и

видом
17

образовательного

учреждения.

Деятельность управленческой команды успешно дополняют социальные
педагоги, педагог-психолог, учитель дефектолог и учитель логопед, это
квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения всех
категорий обучающихся в школе. В педагогическом составе в основном
педагоги - стажисты, это педагоги с большим опытом педагогической
практики, имеющие достаточно высокий уровень квалификации и часть
молодых педагогов, творчески активных и инициативных, стремящихся к
повышению своего профессионального уровня.
Основными характеристиками воспитывающей среды школы являются
ее насыщенность и структурированность. Процесс взаимодействия всех
участников образовательного процесса и совместной жизнедеятельности
взрослых и детей направлен на укрепление общешкольного коллектива,
органов детского самоуправления ученического актива, укрепления и
пропаганды общешкольных традиций и реализуется в традиционных формах
работы и мероприятиях: «День Знаний», «День солидарности в борьбе с
терроризмом», «День здоровья», «День народов Среднего Урала», «День
учителя», «День матери», «День пожилого человека», «Посвящение в
первоклассники»,

«Посвящение

в

пятиклассники»,

«День

народного

единства», «День Героев Отечества», «День Конституции», «Новогодние
праздники», «День защитника Отечества», «Конкурс смотр строя и песни»,
«Масленица», «Праздник 8 Марта», «День космонавтики», «Праздник весны
и труда», «День победы», «Рассвет Победы», «Вахта Памяти», «Бессмертный
полк», «Конкурсы чтецов», экологические акции и субботники, «День
рождения школы», «День защиты детей», мероприятия, посвященные Дню
города, спортивные мероприятия, праздник Последнего звонка, проведение
Уроков мужества, Уроков здоровья, тематических единых классных часов,
недели профориентации, работа обучающихся в «Совете обучающихся»,
работа школьных отрядов: ЮИД «Дорожный патруль», ЮДП «Огнеборцы»,
«Юные волонтеры», работа школьной службы медиации, работа школьного
психолого-педагогического консилиума, профилактические мероприятия,
18

библиотечные уроки, музейные уроки, участие в проектах и Днях единых
днях

профилактики,

участие

в

профилактических

акциях,

участие

обучающихся 5 класса в городской краеведческой игре «Я – ирбитчанин»,
участие обучающихся 6 класса в городском гражданско – патриотическом
проекте «Надежды отечества», участие обучающихся 7,8 классов в
областном социально – педагогическом проекте «Будь здоров!» .
Обучающиеся участвуют в трудовых делах школы и класса, в
совместных общественно значимых делах школы, что способствует развитию
общественной
гражданского

активности,
отношения

формированию
к

Отечеству,

нравственного

воспитанию

идеала,

нравственного

потенциала, сознательного отношения к труду. Приоритетом воспитательной
работы школы является патриотическое воспитание, уклад школьной жизни
основан

на

духовно-нравственных

традициях

и

поэтому

в

школе

организованы команды обучающихся патриотической направленности:
- команда «Наследники» 7 класс и команда «Патриоты» 8 класс,
принимающие участие в мероприятиях, направленных на популяризацию
здорового образа жизни и патриотизм, целью работы в этом направлении
является физическое, военно-патриотическое воспитание.
- волонтерский отряд «Юные волонтеры», это ребята 5 класса,
инициирующие и принимающие участие в мероприятиях, организуемых
РДШ и Центром молодежи нашего города. Целью работы данного отряда
является осуществление волонтерской деятельности (помощь пожилым
людям, животным, охрана природы родного края и т.д.), популяризация
здорового образа жизни, активная гражданская позиция и творческое
развитие.
Также школа активно принимает участие во Всероссийских проектах и
конкурсах:
- конкурс

«Большая перемена», цель конкурса: формирование

сообщества школьников с активной жизненной позицией, лидеров мнений,
19

которые не боятся проявлять себя, учиться новому и менять мир лучшему
среди сверстников в своей группе, школе, стране.
- Всероссийский проект «Разговор о важном», посвященного самым
различным темам, волнующим современных ребят. Центральными темами
«Разговоров о важном» станут патриотизм и гражданское воспитание,
историческое просвещение, нравственность, экология и др.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в
рамках всех направлений деятельности школы. Содержание, виды и формы
воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Состав и содержание модулей определяется с учетом уклада школы,
реальной деятельности, имеющихся в школе ресурсов, планов. Перечни
видов и форм деятельности являются примерными, в рабочую программу
включаются виды и формы деятельности, которые используются в школе или
запланированы.

Инвариантные

модули:

«Классное

руководство»,

«Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Самоуправление»,
«Профориентация»,
«Ключевые

«Работа

общешкольные

с

родителями».

дела»,

Вариативные

«Школьные

медиа»,

модули:
«Детские

общественные объединения», «Организация предметно-эстетической среды»,
«Социальные практики», «Школьный музей», «Волонтерская деятельность»,
«Экскурсии,
(пожарная

экспедиции,
безопасность,

походы»,
дорожная

«Безопасность
безопасность,

жизнедеятельности
информационная

безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика
распространения инфекционных заболеваний».

2.2.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог

организует работу с

коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему
20

класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с
родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития
ребенка

совместных

(познавательной,
нравственной,

дел

с

учащимися

трудовой,

вверенного

ему

спортивно-оздоровительной,

творческой,

профориентационной

класса
духовно-

направленности),

позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а
с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися
класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе.
- проведение классных часов и бесед как часов плодотворного и
доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции
каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности
обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование;

походы

и

экскурсии,

организуемые

классными

руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие

в

себя

подготовленные

ученическими

микрогруппами

поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные
внутриклассные

«огоньки»

и

вечера,

дающие

каждому

возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.

21

школьнику

- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при
необходимости) – со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи.
-

коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его

родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
22

- регулярные консультации классного руководителя с учителями
предметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований

педагогов

по

ключевым

вопросам

воспитания,

на

предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса
для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа

с

родителями

учащихся

или

их

законными

представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями
предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению
дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
2.2.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
23

- установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,

способствующих

позитивному

восприятию

учащимися

требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
-

привлечение

внимания

школьников

к

ценностному

аспекту

изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
-

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:

интеллектуальных

игр,

стимулирующих

познавательную

мотивацию

школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию

детей

межличностных

к

получению

отношений

в

знаний,

налаживанию

классе,

помогают

доброжелательной атмосферы во время урока;

24

позитивных
установлению

- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование

и поддержка

исследовательской деятельности

школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык

самостоятельного

решения

теоретической

проблемы,

навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
2.2.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской

позицией

и

установкой

на

сохранение

и

поддержание

накопленных социально значимых традиций;
-

поощрение

педагогами

детских

самоуправления.
25

инициатив

и

детского

Реализация

воспитательного

потенциала

курсов

внеурочной

деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее
видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным

проблемам

нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и
научную картину мира.
Художественное

творчество.

Курсы

внеурочной

деятельности,

создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации
школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей,
формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему
краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности

школьников,

формирование

у

них

навыков

самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие
их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
26

Трудовая

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности,

направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание
у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности,

направленные на раскрытие творческого, умственного и физического
потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения,
умений работать в команде.
2.2.4. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие,

чувство

собственного

достоинства,

а

школьникам

–

предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность,

детское

самоуправление

иногда

и

на

время

может

трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в
детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для
учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их
права и законные интересы;
-

через

работу

постоянно

действующего

школьного

актива,

инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов и т.п.);
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций и т.п.;
27

- через деятельность созданной и курируемой школьным психологом
службы Школьной медиации по урегулированию конфликтных ситуаций в
школе.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров),
представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать

его

работу

с

работой

общешкольных

органов

самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих
за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел,
штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских
групп,

отправляющихся

осуществляемую

через

в

походы,

систему

экспедиции,

распределяемых

на

экскурсии,

среди

участников

ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
2.2.5. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация»
школьников;

включает

диагностику

в
и

себя

профессиональное

консультирование

по

просвещение
проблемам

профориентации, организацию профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить
школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности.

Создавая

профориентационно
28

значимые

проблемные

ситуации,

формирующие

готовность

школьника

к

выбору,

педагог

актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд
на

труд

в

постиндустриальном

профессиональную,

но

и

мире,

охватывающий

внепрофессиональную

не

только

составляющие

такой

деятельности.
Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
- профориентационные игры, пробы, организуемые учреждениями
профессионального образования (ИПТ, ИГК, ОМК, ИМТ и др.): симуляции,
деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо
принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия города (Ирбитский молочный завод,
Хлебопекарное предприятие, Ирбитский химико-фармацевтический завод и
др.), дающие школьникам начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору

профессий,

прохождение

профориентационного

онлайн-

тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и
направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет («Проектория», «Билет в будущее»): просмотр
лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах,
посещение открытых уроков;
29

- индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, в рамках курсов дополнительного образования.
2.2.6. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- Общешкольный родительский комитет и Совет школьников,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и социализации их детей;
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с
приглашением специалистов;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о
ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации

и

советы

от

профессиональных

психологов,

врачей,

социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
30

- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций (Школьная служба медиации, Школьный консилиум,
Совет профилактики);
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае

возникновения

острых

проблем,

связанных

с

обучением

и

воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных

и

внутриклассных

мероприятий

воспитательной

направленности;
-

индивидуальное

консультирование,

c

целью

координации

воспитательных усилий педагогов и родителей.
2.2.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в
школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых
для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения,

ставят их в

ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел
в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания,
сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для
этого в образовательной организации используются следующие формы
работы.
На внешкольном уровне:
31

- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической,

патриотической,

трудовой

направленности),

ориентированные на преобразование окружающего школу социума;
- открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый
комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских, совместных), на которые приглашаются представители других
школ,

представители

обсуждаются

власти,

насущные

общественности

поведенческие,

и

в

рамках которых

нравственные,

социальные,

проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны;
- проводимые для жителей города и организуемые совместно с
семьями

учащихся

представления,

спортивные

которые

состязания,

открывают

праздники,

возможности

для

фестивали,
творческой

самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих.
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы;
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
учащихся

на

следующую

ступень

образования,

символизирующие

приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие
школьную идентичность детей;
-

творческие выступления педагогов, родителей и школьников с

элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни
школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и
неформального

общения,

способствуют

педагогического и родительского сообществ школы;
32

сплочению

детского,

- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это
способствует

поощрению

социальной

позитивных

межличностных

активности

отношений

между

детей,

развитию

педагогами

и

воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых
дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,

ведущих,

декораторов,

музыкальных

редакторов,

корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.
33

2.2.8. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации)
– развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков
общения

и

сотрудничества,

поддержка

творческой

самореализации

учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
- школьная газета и редакционный совет, целью которого является
освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни
школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций,
деятельности органов ученического самоуправления;
-

школьный

медиацентр

–

созданная

из

заинтересованных

добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных
мероприятий,

осуществляющая

видеосъемку

и

мультимедийное

сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей,
капустников, вечеров, дискотек и других мероприятий;
- школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников
и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую
группу

в

социальных

сетях

с

целью

освещения

деятельности

образовательной организации в информационном пространстве, привлечения
внимания

общественности

к

школе,

информационного

продвижения

ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на
которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться
значимые для школы вопросы.
2.2.9. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности
34

интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред.
от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). В МБОУ «Школа
№3» созданы и действуют такие детские объединения: дружина юных
пожарных – ЮДП, юные инспектора дорожного движения – ЮИД, юные
краеведы.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется
через:
-

утверждение

и

последовательную

реализацию

в

детском

общественном объединении демократических процедур (выборы членов
объединения, отчет членов объединения по итогам года; выбор активистов
объединений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально
значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются:
посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, ветеранам
педагогического труда; участие школьников в работе на прилегающей к
школе территории и подшефных территориях (работа на пришкольном
участке, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб на
территории школы и территории возле школы, уход за памятником «Вечный
огонь», обелиски Героев и др. памятные места на Бульваре Победы, уход за
природными объектами – Сосновая роща, Бугры и т.д.);
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
35

- мероприятия, формальные и неформальные встречи членов детского
общественного

объединения

для

обсуждения

объединением,

планирования

дел

в школе

вопросов

и городе,

управления
празднования

знаменательных для членов объединения событий, проведение и организация
членами объединений игр, квестов, театрализаций и т.п.;
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и
ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его
членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении
(реализуется посредством введения особой символики детского объединения,
проведения

ежегодной

объединения,

церемонии

создания

и

посвящения

поддержки

в

члены

детского

интернет-странички

детского

объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского
объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного
анализа проводимых детским объединением дел);
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских
акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых
акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной
деятельностью школьников.
2.2.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического

комфорта,

поднимает

настроение,

предупреждает

стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой школы как: - оформление
интерьера

школьных

помещений

(вестибюля,

коридоров,

рекреаций,

лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая
36

может служить хорошим средством разрушения негативных установок
школьников на учебные и внеучебные занятия («Стена памяти», «Наши дела
и достижения» и др.);
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих

работ

школьников,

позволяющих

им

реализовать

свой

творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
фотоотчетов и газет об интересных событиях, происходящих в школе
(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с
интересными людьми и т.п.);
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для
школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных
зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых
событий;

37

- акцентирование внимания школьников посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных
для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
2.2.11. Модуль «Социальные практики»
Социальная практика представляет собой деятельность, направленную
на

развитие

социальных

индивидуальной

модели

навыков,

социального

формирование
поведения,

и

отработку

получение

опыта

социального действия. Именно социальное проектирование позволяет
обучающимся решать основные задачи социализации: формировать свою «Яконцепцию» и мировоззрение, устанавливать новые способы социального
взаимодействия с миром взрослых. Одной их основных форм организации
социальной практики является работа в рамках конкретного модуля.
Учащимся предлагается участие в различных проектах, акциях. В рамках
этих мероприятий учащиеся оказывают помощь пожилым людям, участвуют
в работе пропаганды по дорожной и пожарной безопасности в детском
дошкольном образовательном учреждении микрорайона, а также среди
прохожих, помогают бездомным животным, находящимся в приютах и др.
Ожидаемыми результатами такой работы являются повышенная социальная
активность обучающихся, их готовность принять личное практическое
участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе,
положительные изменения в сознании детей и повышение уровня их общей
культуры, а также формирование навыков коллективной работы по
реализации собственными силами реально социально полезного дела.
2.2.12. Модуль «Школьный музей»
Формированию ценностного отношения обучающихся к общественным
ценностям, усвоению ими социально значимых знаний, приобретению опыта
поведения

в

соответствии

с

этими

ценностями

в

образовательной

организации во многом способствуют материалы школьного музея.
В нашей школе функционирует музей «Школа, педагоги, родной край».
Школьный музей является структурным подразделением образовательного
38

учреждения и действует на основании Закона РФ «Об образовании». В музее
созданы экспозиции, которые ежегодно обновляются и пополняются
экспонатами.

Основными

экспозициями

школьного

музея

являются:

«Герштейн Яков Львович – фронтовик, учитель, краевед», «Буланов
Вениамин Яковлевич – учитель – фронтовик», «Выпускники школы», «Быт
жителей

родного

края»,

«Летопись

школы»,

«История

пионерской

организации школы №3», «Директора школы – участник ВОВ».
В работе музея используются разнообразные формы и методы,
соответствующие
возможностям,

современным

особенностям

требованиям
обучающихся.

и

условиям,

Особую

интересам,

ценность

музея

представляют письма участников ВОВ, фотографии, личные вещи, копии
газет и другие ценные предметы и вещи. В школьном музее есть свой актив,
из

числа

обучающихся

школы.

Работая

индивидуально,

активисты

школьного музея самостоятельно готовят доклады, рефераты, оформляют
выставки, записывают воспоминания ветеранов, берут интервью у жителей
города, выпускников школы, проводят тематические экскурсии, участвуют в
классных часах, конкурсах, смотрах, акциях, участвуют в проектной
деятельности. Особое внимание в рамках деятельности школьного музея
уделяется подготовке к участию в муниципальном (областном) этапе
конкурса – смотра школьных музеев. Активисты школьного музея создают
исследовательские проекты по истории города, края, участвуют в создании
выставок,

поиску

и

описанию

уникальных

экспонатов,

активно

сотрудничают с Государственным архивом в городе Ирбите, музеями.
2.2.13. Модуль «Волонтерская деятельность»
Волонтерство - это участие обучающихся в общественно-полезных
делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как
внимание,

забота,

уважение.

коммуникативную культуру,

Волонтерство

умение

позволяет

общаться, слушать и слышать,

эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
39

развивать

В 2022-2023 учебном году в нашей школе сформирован волонтерский
отряд «Юные волонтеры», это ребята 5 класса, инициирующие и
принимающие участие в мероприятиях, организуемых РДШ и Центром
молодежи нашего города. Отряд «Юные волонтеры» - это активные и
ответственные ребята 5 класса, вступившие в ряды РДШ в 2022 году.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим
образом: на внешкольном уровне:
- посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям,
проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации;
- привлечение обучающихся к совместной работе с учреждениями
социальной сферы (детские сады, центр социальной помощи семье и детям),
в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий
для посетителей этих учреждений;
-

участие

обучающихся

(с

согласия

родителей

(законных

представителей) в акциях «Помоги другу», «10000 добрых дел в один день»,
где обучающиеся приносят вещи, игрушки, школьные принадлежности для
нуждающихся детей; «Поздравь ветерана», «Поздравь учителя», «Подарок
маме», «Подарок папе, дедушке», где обучающиеся изготавливают подарки
своими руками и дарят их ветеранам, учителям, родителям, друзьям;
«Покорми птиц», «Забота», где обучающиеся изготавливают своими руками
кормушки для птиц, убежища для кошек и собак, покупают корм, кормят
бездомных животных; принимают участие в организации школьных
праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы.
Ежегодно обучающиеся 7 и 8 классов, команды «Наследники» и
«Патриоты» принимают участие в Областном социально-педагогическом
проекте «Будь здоров!», в рамках которого ведут активную волонтерскую
работу: разрабатывают памятки и буклеты по здоровому образу жизни,
распространяют их среди жителей микрорайона, выступают с агитбригадами,
создают видеоролики и др. Ежемесячно самостоятельно инициируют
мероприятия, которые включают в себя все разнообразие видов деятельности
40

по ЗОЖ: просветительские акции, семинары, круглые столы, КВНы,
сюжетно-ролевые игры, конкурсы, спортивные состязания, походы и
экскурсии.
2.2.14. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных внешкольных ситуациях.

На экскурсиях, в экспедициях, в

походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих
видов и форм деятельности:
- регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями
школьников: в музей, в картинную галерею, в парк, на предприятие, на
природу;
-

литературные,

исторические,

биологические

экспедиции,

организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села
для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских
поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся
здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
- турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и
родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование по
технике

пешеходного

туризма,

соревнование

по

спортивному

ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности,
конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни,
41

конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков,
комбинированную эстафету.
Модуль

2.2.15.

«Безопасность

жизнедеятельности

(пожарная

безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность,
профилактика

экстремизма

и

терроризма,

профилактика

распространения инфекционных заболеваний»
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему
классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальных бесед.
Каждый классный руководитель ежегодно разрабатывает классные часы в
рамках данного модуля, тематику которых представляет в индивидуальных
планах воспитательной работы.
В рамках данного модуля в нашей школе используются следующие
формы работы:
- «Уроки добра», классные часы, часы общения, игры, тренинги для
формирования толерантного отношения друг к другу, умения дружить,
ценить дружбу;
-

групповые беседы для формирования у обучающихся культуры

общения (коммуникативных умений), умения высказывать свое мнение,
отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки;
На индивидуальном уровне:
- консультации, тренинги, беседы, диагностика;
- выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на
развитие

личности

и

способствующих

совершению

обучающимися

правонарушений;
- помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной
самооценки,

развитие

познавательной

и

нравственно-эстетической

и

патриотической культуры, в формировании навыков самопознания, развитии
коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции и др.
- социально-психологические мониторинги, исследования с целью
раннего выявления проблем с наркотиками, алкоголем, курением (СПТ);
42

- психодиагностическое обследование обучающихся: определение типа
акцентуаций характера,

уровня

познавательного развития,

выявление

интересов ребенка, уровня тревожности, особенности детско-родительских
отношений и др.
- организация психокоррекционной работы;
- оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона
воспитания ребенка. Сегодня слабая подготовка обучающихся в вопросах
безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности,
пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа
жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и
гибели детей. Процесс формирования опыта безопасного поведения у
обучающихся является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление
же данного процесса воспитания будет более продуктивным при включении
обучающихся в разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности.

43

РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
Одним из важнейших направлений деятельности администрации
МБОУ «Школа № 3» является кадровая политика, основной целью которой
является создание и сохранение высокопрофессионального, сплоченного и
ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения
внешней

и

внутренней

образовательной

среды

в

организации

и

законодательства. МБОУ «Школа

соответствии

с

требованиями

потребностями
действующего

№ 3» полностью укомплектована

педагогическими кадрами по всем предметам учебного плана.
Общая численность педагогических работников – 24 человека (2
совместителя); административно-управленческий персонал – 4 человека;
учебно-вспомогательный персонал – 4 человека. 71 % от общей численности
педагогических работников имеют высшее педагогическое образование, 13%
- высшую квалификационную категорию, 21 % - первую квалификационную
категорию. Психолого- педагогическим сопровождением обучающихся, в
том числе и с ОВЗ, занимаются следующие специалисты; педагог-психолог,
педагог-дефектолог, педагог – логопед, социальные педагоги.
В школе 11 классов, в которых работают 11 классных руководителя.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса:
 заместитель директора по учебной работе;
 заместитель директора по воспитательной работе;
 советник по воспитанию;
 классные руководители;
 педагог-психолог;
 социальные педагоги;
 педагог – дефектолог;
 педагог – логопед;
 учителя физической культуры.
44

3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МБОУ «Школа
№3» связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового
обеспечения:
 Положение о педагогическом совете;
 Положение о методическом совете;
 Положение о творческой группе учителей;
 Положение о школьном методическом объединении учителей –
предметников;
 Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
 Положение о Совете обучающихся;
 Положение о Совете родителей;
 Положение о ВСОКО;
 Положение о наставничестве;
 Положение о классном руководстве;
 Положение о Совете профилактики;
 Правила внутреннего трудового распорядка.
Ссылка

на

размещенные

документы:

Нормативно-методическое

обеспечение в МБОУ «Школа №3» https://irbit-3.uralschool.ru/
С 2022 года в соответствии с принятыми поправками к Федеральному
закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся определена система организации воспитательной
работы в сфере образования:
1. Федеральный закон от 14.07.2022 № 298-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
2.Письмо «О внедрении примерной программы воспитания».
3.Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных
организаций, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22)
45

3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями.
В настоящее время в МБОУ «Школа №3» получает образование 32%
обучающихся с задержкой психического развития, 18% обучающихся с
умственной

отсталостью

обучающихся

получают

(интеллектуальными
образование

нарушениями),

индивидуально

на

дому,

5%
по

медицинским показаниям. Таким образом, в нашей школе обучается 50%
детей с ОВЗ, из них почти 3% - дети - инвалиды.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных
ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации
целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений
между

обучающимися,

педагогами.

Детская

и

образовании

развиваются

родителями

(законными

представителями),

детско-взрослая

общности

на

заботы,

принципах

в

инклюзивном

взаимоуважения

и

сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в классе, формирует опыт работы в команде, развивает
активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации
его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной
работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и
культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает
возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих
силах.
Особыми

задачами

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями являются:


налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
46

 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;


обеспечение

обучающихся,

психолого-педагогической

содействие

повышению

уровня

поддержки
их

семей

педагогической,

психологической, медико - социальной компетентности.
При

организации

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями педагоги ориентируются на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и
психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся

с

особыми

образовательными

потребностями

и

их

сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и
педагогических

приёмов,

организацией

совместных

форм

работы

с

педагогом-психологом;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями .
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:

47



публичности,

открытости

поощрений

(информирование

всех

обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);


соответствия

артефактов

общеобразовательной

и

организации,

процедур

качеству

награждения

укладу

воспитывающей

среды,

символике школы;


прозрачности

правил

поощрения

(наличие

положения

о

награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в
этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);


сочетания

индивидуального

и

коллективного

поощрения

(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать

межличностные

противоречия

между

обучающимися,

получившими и не получившими награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом
наличия

ученического

самоуправления),

сторонних

организаций,

их

статусных представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формой
обучающихся

поощрения
и

проявлений

социальной

активной

успешности

жизненной

является

позиции

индивидуальное

портфолио.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации
и

регулярном

поощрении

классными

руководителями,

поддержке

родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению)
48

артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные
письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в
конкурсах и т. д.).
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего образования,
установленными соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в МБОУ
«Школа №3» является ежегодный самоанализ воспитательной работы с
целью выявления основных проблем и последующего их решения с
привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование

анализа

воспитательного

процесса

включается

в

календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение, прежде всего не количественных, а качественных показателей,
таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания,

умелого планирования

воспитательной работы,

адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
49

 распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —
это результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основное направление анализа воспитательного процесса - результаты
воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на
основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится
классными

руководителями

воспитательной

работе

вместе

(советником

с

заместителем
директора

по

директора

по

воспитанию),

руководителями ШМО с последующим обсуждением результатов на
методическом объединении классных руководителей.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития

обучающихся

является

педагогическое

наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не
удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем
предстоит работать педагогическому коллективу.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
 организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности ученического самоуправления;
50

 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнёрства;
 деятельности по профориентации обучающихся.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги
самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются
и утверждаются педагогическим советом школы.

51


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».