Учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) (обновленный ФГОС и в соответствии с ФАОП НОО)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
"Основная общеобразовательная школа № 3"

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ «Школа № 3»
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Школа № 3»
от 31.08.2023г. № 44-од

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1)
(обновленный ФГОС и в соответствии с ФАОП НОО)
на 2023 – 2024 учебный год

город Ирбит, Свердловская область 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее - ЗПР) (вариант 7.1)
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Основная
общеобразовательная школа № 3» (далее - кратко по Уставу МБОУ
«Школа № 3») (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих
адаптированную образовательную программу начального общего
образования, соответствующую ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое
на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МБОУ
«Школа № 3», разработанной в соответствии с ФГОС начального общего
образования обучающихся с ОВЗ, с учетом Федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования, и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП
2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.368521.
Учебный год в МБОУ «Школа № 3» начинается 01.09.2023 и
заканчивается 24.05.2023. Обучение осуществляется в первую смену.
Начало занятий в 08.30. Перемены между уроками от 10 до 20 минут.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в
течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой
нагрузки в течение дня составляет:
 для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один
раз в неделю - 5 уроков.
 для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким
образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или)
среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы,
соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним

баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем
количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока
(академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
 учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и
только в первую смену;
 использование «ступенчатого» режима обучения в первом
полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый;
январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);
 продолжительность выполнения домашних заданий составляет
во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.;
 в середине учебного дня проводится динамическая пауза
продолжительностью 40 минут;
 обучение проводится без балльного оценивания знаний.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и
каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет
не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для
первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в
середине третьей четверти не менее 7 календарных дней (10.02.2024 18.02.2024).
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-ти
дневной учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Объём
обязательной части программы начального общего образования составляет
80%, а объём части, формируемой участниками образовательных
отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, –
20% от общего объёма.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей.
Обязательные предметные области и учебные предметы учебного
плана НОО обучающихся с ЗПР соответствуют положениям федерального
учебного плана в ФОП НОО.
Учебный план определяет структуру обязательных предметных

областей: Русский язык и литературное чтение, Математика и
информатика, Обществознание и естествознание (Окружающий мир,
Искусство, Технология, Физическая культура).
Предметная область Русский язык и литературное чтение
представлена предметами «Русский язык», «Литературное чтение». Целью
предметов
«Русский
язык»,
«Литературное
чтение»
является
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России.
Предметная
область
Математика
и
информатика
представлена
предметом «Математика». Целью данного предмета
является развитие математической речи, логического мышления,
воображения. Информационные умения формируются через все предметы
учебного плана и во внеурочной деятельности. Содержание данной работы
отражается в рабочей программе учителя по предмету.
Предметная
область
Обществознание
и
естествознание
(Окружающий мир) представлена предметом «Окружающий мир», целью
которого является формирование первоначальных представлений об
окружающем мире.
В предмете «Окружающий мир» также формируются ключевые
компетентности в области безопасности, реализуется на первом уровне
обучения по такому приоритетному направлению как безопасность
школьника.
Предметная область
Искусство
представлена
двумя
предметами:
«Музыка» и «Изобразительное искусство». Основными
задачами реализации данной предметной области являются: развитие
способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному
восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства,
выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Основными задачами реализации содержания предметной области
Технология предмета «Технология» являются: формирование опыта как
основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической
деятельности для практического решения прикладных задач с
использованием знаний, полученных при изучении других предметов.
Предметная
область
Физическая
культура
реализуется
средствами
предмета «Физическая культура». Целью предмета
«Физическая культура» является общее развитие. Используются
общеразвивающие
упражнения,
подвижные
игры,
упражнения

ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным
правилам.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих
различные интересы обучающихся.
Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных отношений, используется для изучения учебного
предмета «Ритмика» – 1 час в неделю (3б класс).
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Основная
общеобразовательная школа № 3» языком обучения является русский
язык.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное
оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год
(годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по
четвертям.
Предметы
из
части,
формируемой
участниками
образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются
«зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе
четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации
определяются «Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МБОУ «Школа № 3».
Специальные условия проведения текущей, промежуточной аттестации
обучающихся с ЗПР включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся опор: наглядных схем, шаблонов общего
хода выполнения заданий);

- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ЗПР:
- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания;
- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости,
она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с
четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных
потребностей
и
индивидуальных
трудностей
обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного
задания
от
другого;
упрощение
формулировок
задания
по
грамматическому и семантическому оформлению и др.);
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение
и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на
критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по
итогам проверки самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок
освоения ООП НОО составляет 4 года.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная область

Учебный предмет
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир

Количество часов в неделю/год
1
2
3б
4

Русский язык и литературное
5/165
5/170
5/170
чтение
4/132
4/136
4/136
Иностранный язык
0
2/68
2/68
Математика и информатика
4/136
4/136
4/136
Обществознание и
2/68
2/68
2/68
естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных культур Основы религиозных
0
0
0
и светской этики
культур и светской этики
Искусство
Изобразительное
1/34
1/34
1/34
искусство
Музыка
1/34
1/34
1/34
Технология
Технология
1/34
1/34
1/34
Физическая культура
Физическая культура
2/68
2/68
2/68
Итого
20
20/660 22/748
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Ритмика
1/33
1/34
1/34
Итого
1/33
1/34
1/34
ИТОГО недельная нагрузка
21/693 23/782 23/782
Количество учебных недель
33
34
34
Всего часов в год
693
782
782

5/170
4/136
2/68
4/136
2/68

1/34
1/34
1/34
1/34
2/68
22/748

0
0
23/782
34
782

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учётом
выбора участниками образовательных отношений учебных курсов
внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной
организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии,
походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение
общественно-полезных практик и иные формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательной деятельности в МБОУ
«Школа № 3».
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки
обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования,
направляемых на реализацию ООП НОО.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и
объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими
программы начального общего образования (до 1320 академических часов

за четыре года обучения) с учётом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной
организации.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС
НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы начального общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется
посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения, таких как экскурсии, хоровые студии, секции, круглые столы,
конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы,
общественно полезные практики и другие.
При
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся
использованы собственные ресурсы (учителя начальных классов, учитель
физической культуры, библиотекарь, педагог-психолог, учительдефектолог, учитель-логопед);
также обучающиеся
используют
возможности организаций дополнительного образования (учреждения
культуры, спорта - детская художественная школа, детско-юношеская
спортивная школа, ЦТД «Кристалл», Ирбитский государственный музей
изобразительных искусств, Ирбитский историко-этнографический музей и
другие).
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом
контрольно-оценочных процедур. Время, отводимое на внеурочную
деятельность, не превышает 1350 часов за 4 года, не более 10 часов в
неделю.
Во внеурочную область учебного плана включаются коррекционноразвивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5
часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР (пункт 3.4.16. Санитарноэпидемиологических требований).
Часы коррекционно-развивающей области представлены:
- групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на
коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и
восполнение пробелов в знаниях;
- групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию
отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие

пространственных представлений, координации движений и улучшения
осанки детей.
Количество часов в неделю указывается на одного обучающегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и
во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия
отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять
более 3039 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, на
уровне начального общего обучения составляет − 1350 часов, из них 1176
часов приходится на коррекционно-развивающее направление.
На основании заключений и рекомендаций ПМПК для обучающихся
с ЗПР созданы следующие специальные условия получения образования:
- замедленность темпа обучения;
- упрощение структуры учебного материала в соответствии с
психофизическими возможностями ученика;
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- дробление большого задания на этапы;
- поэтапное разъяснение задач;
последовательное
выполнение
этапов
задания
с
контролем/самоконтролем каждого этапа;
- осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях
урока;
- повторение учащимся инструкций к выполнению задания;
- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
- сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
- сокращенные тесты, направленные на отработку правописания работы;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- выполнение диктантов в индивидуальном режиме;
- максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено
конкретностью мышления ребенка;
- максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
- опора на более развитые способности ребенка.

План внеурочной деятельности (недельный/годовой)
Учебные курсы
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционный курс «Коррекционноразвивающие занятия:
психокоррекционные (психологические и
дефектологические)»
Коррекционный курс «Логопедические
занятия»
Другие направления внеурочной
деятельности
Разговоры о важном
Час здоровья
Навстречу ГТО
Мир профессий
Основы функциональной грамотности
Мы и музей
Разговор о правильном питании
ИТОГО недельная нагрузка (без КРЗ)

1
10

Количество часов в неделю
2
3а
3б
10
10
10

4
10

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

5

5

5

5

5

1/33
1/33
1/33
1/33
1/33
0
0
5/165

1/34
0
1/34
1/34
1/34
0
1/34
5/170

1/34
0
1/34
1/34
1/34
1/34
0
5/170

1/34
0
1/34
1/34
1/34
1/34
0
5/170

1/34
0
1/34
1/34
1/34
1/34
0
5/170


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».