Учебный план ООО_8-9 классы_2023-2024 уч.г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
"Основная общеобразовательная школа № 3"

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ «Школа № 3»
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Школа № 3»
от 31.08.2023г. № 44-од

Учебный план
основного общего образования
8 – 9 классы
на 2023 - 2024 учебный год

Ирбит, 2023г.

Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1. Учебный план составлен для основного общего образования и является основным
организационным механизмом реализации основной образовательной программы
основного общего образования (ООП ООО), включен в ее организационный раздел при
реализации ФГОС ООО.
Учебный план ООО (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и
реализацию требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей по годам обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план для 6 – 9 классов, реализующий требования ФГОС ООО, составлен
в соответствии с Примерной образовательной программой основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, с изменениями от 04.02.2020 г.) и
Образовательной программой ООО школы. Структуру учебного плана по ФГОС
регламентирует приказ Минобрнауки об утверждении ФГОС ООО (от 17.12.2010 № 1897
с изменениями на 31 декабря 2015 года).
1.2. Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ (с изменениями);
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические требования и
нормативы к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»,
утверждённые
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее – СанПиН 1.2.3685-21);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г.
№ 1015 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897;
 федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный Приказом
Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 с изменениями от 23
декабря 2020 г. № 766;
 Устав МБОУ «Школа №3»;
 Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), в редакции протокола № 1/20
от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему
образованию;

2



Основная образовательная программа ФГОС основного общего образования
МБОУ «Школа №3», утверждена приказом директора от 09.06.2020 № 31-од
(новая редакция).
2. Цели и задачи Учебного плана основного общего образования.
Цели:
- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых
установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося среднего возраста, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности,
уникальности, неповторимости.
Задачи:
- обеспечить преемственность начального общего, основного общего образования;
- обеспечить доступность получения качественного образования;
- формировать гражданскую идентичность обучающихся, их приобщение к
общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- обеспечить личностное развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью;
- обеспечить получение основного общего образования в сфере государственного
образовательного стандарта: сформировать систему знаний о мире и человеке,
фундаментальной грамотности; определить и развить интерес и склонности к
конкретной области знания; оказать помощь в определении индивидуального
образовательного маршрута;
- формировать у обучающихся потребность в обучении и саморазвитии, воспитывать
ответственность за полученные знания;
- способствовать формированию мотивации к интенсивной учебе, развитию
индивидуальных способностей, в том числе общеинтеллектуальных как основы
овладения сложной познавательной деятельностью;
- развивать у обучающихся универсальные учебные действия во всех предметных
областях;
- организовать работу с обучающимися, имеющими различную мотивацию к учебнопознавательной деятельности; осуществлять личностно-ориентированный подход в
обучении учащихся;
- обеспечить усвоение норм общечеловеческой морали, способствовать формированию
эстетических вкусов и потребностей;
- сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье
обучающихся, способствовать формированию навыков санитарно-гигиенической
культуры, ценностного отношения к своему здоровью.
Приоритетными направлениями работы школы являются:
 развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в школе;
 сознательное социальное и профессиональное самоопределение обучающихся;
 толерантность и терпимость, поиск и нахождение содержательных компромиссов;
 реализация права обучающегося на образовательные услуги, наиболее полно
отвечающих его способностям и интересам;
 формирование рефлексивных навыков и умений, определение меры своих
возможностей;
 регулирование информационного потока МО ↔ УО ↔ ОУ ↔ педагог ↔
обучающийся ↔родитель.
Второй уровень (6-9 классы) направлен на социальную адаптацию обучающихся;
мотивацию к непрерывному личностному развитию; активное освоение социальных
ролей; социальную мобильность; обретение социального опыта, позволяющего
3

ориентироваться в окружающем и быстроменяющемся мире; умение сделать осознанный
выбор и нести ответственность за него; готовность к социальному самоопределению.
3. Структура и содержание учебного плана.
3.1. Основой формирования учебного плана МБОУ «Школа № 3» является вариант №
1 из Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
3.2. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на изучение по
классам (годам) обучения.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные
предметы:
Русский язык и литература, родной язык (русский) и родная литература (русская).
Изучение предметной области "Русский язык и литература, родной язык (русский) и
родная литература (русская)" - языка как знаковой системы, лежащей в основе
человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и
социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний
мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно
обеспечить:
-включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры,
воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения
народов России;
-осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности и ее социальным ростом;
-приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам
отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным
свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения
русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
-получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература"
должны отражать:
Русский язык:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств
устной и письменной коммуникации)
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования.
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения
мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения
4

7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами
речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике
при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии языка.
Литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя
в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской
и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Родной язык (русский):
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

5

Родная литература (русская):
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Иностранный язык.
Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить:
-приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание
ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения
взаимопонимания между людьми и народами;
-осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным,
социальным и профессиональным ростом;
-формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование,
чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной
и письменной речи, правилами речевого этикета.
Предметные результаты изучения предметной области "Иностранные языки" должны
отражать:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур,
оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии
национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого
обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и
лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого
уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения
и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию
иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои
знания в других предметных областях.
6

Общественно-научные предметы
Изучение предметной области "Общественно-научные предметы" должно обеспечить:
-формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного
фактора формирования качеств личности, ее социализации;
-владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между
природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на
качество жизни человека и качество окружающей его среды;
-осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном
мире;
-приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации
в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной
активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных
отношений.
При изучении учебных предметов общественно-научной направленности задача развития
и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Предметные результаты изучения предметной области "Общественно-научные предметы"
должны отражать:
История России. Всеобщая история:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории
как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической,
политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного,
цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных
процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации
личности,
миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического
опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российском государстве.
Обществознание:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
7

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений
для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения
типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
География:
1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для
решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе
задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний
в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
Математика и информатика
Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:
-осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
-формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах
становления математической науки;
-понимание роли информационных процессов в современном мире;

8

-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и
явления.
В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся
развивают логическое и математическое мышление, получают представление о
математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся
применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные
результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую
интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных
ситуациях.
Предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика"
должны отражать:
Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности,
позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с
применением математической терминологии и символики, проводить классификации,
логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных
вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных
преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем
неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать
построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный
результат;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать
функционально-графические представления для решения различных математических
задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания
предметов
окружающего
мира;
развитие
пространственных
представлений,
изобразительных умений, навыков геометрических построений;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах,
представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования
реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с
использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения
геометрических и практических задач;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных;
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о
различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать
и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических
характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений
при принятии решений;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой
при практических расчетах;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
9

11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель - и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права;
15) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение
специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение
использовать персональные средства доступа с учетом двигательных, речедвигательных и
сенсорных нарушений.
Естественнонаучные предметы
Изучение предметной области "Естественнонаучные предметы" должно обеспечить:
-формирование целостной научной картины мира;
-понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в
современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости
международного научного сотрудничества;
-овладение научным подходом к решению различных задач;
-овладение
умениями
формулировать
гипотезы,
конструировать,
проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
-овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
-воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
-овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей
среды;
-осознание значимости концепции устойчивого развития;
-формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных
результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий,
основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Предметные результаты изучения предметной области "Естественнонаучные предметы"
должны отражать:
Физика:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы,
об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития
других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата
изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений
природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи
(вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных
идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов
электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком физики;
10

3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических
явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и
косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных
приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов,
средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических
процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных
и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных
электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и
искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на
окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением
полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых
явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и
энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и
механизмов;
9) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными
доступными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений,
обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы;
10) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение доступными
методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов,
описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности
полученного.
Биология:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных
представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях
быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Химия:
11

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как
основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о
материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать
и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и
окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины
многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также
зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения
за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с
использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических
катастроф;
7) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными
доступными методами научного познания, используемыми в химии.
Искусство
Изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить:
-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
-развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально
оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое
отношение художественными средствами;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
-формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и
ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и
приумножению.
Предметные результаты изучения предметной области "Искусство" должны отражать:
Изобразительное искусство:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
12

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных
искусств:
изобразительных
(живопись,
графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Музыка:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их
общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального
вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Технология
Изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:
-развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
-активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и
сформированных универсальных учебных действий;
-совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
-формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического
прогресса;
-формирование способности придавать экологическую направленность любой
деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах
деятельности.
13

Предметные результаты изучения предметной области "Технология" должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической
культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития
технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и
транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,
обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения средств и
инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
Изучение предметной области "Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности" должно обеспечить:
-физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности
обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей
предметной области;
-формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного,
здорового и безопасного образа жизни;
-понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
-овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание
ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы
безопасности жизни;
-понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения;
-развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики
в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности;
-формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и
оздоровительных мероприятиях;
-установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных
предметных областей.
Предметные результаты изучения предметной области "Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности" должны отражать:
Физическая культура:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств,
в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении
индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание
основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории
развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений
отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для
самостоятельных
систематических
занятий
с
различной
функциональной
направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и
лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма,
14

планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной
недели;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики
травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких
травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении
занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической
подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих
основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять
тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством
использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять
индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее
воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями
с разной целевой ориентацией;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и
корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности,
состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических
действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением
использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие
основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных
систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Основы безопасности жизнедеятельности:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности,
общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников,
готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
15

13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с
учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного основного образования.
3.3. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся
и
предусматривает:
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные.
3.4. Учебный план общеобразовательной организации обеспечивает выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
СанПиН 1.2.3685-21.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину
недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение
учебной недели, при этом объем максимальной допустимой аудиторной недельной
нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 8-9 классов - не более 8 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий,
дополнительных занятий, внеурочной деятельности, между которыми устраивается
перерыв продолжительностью не менее 40 минут. Дополнительные занятия и
внеурочная деятельность планируются на дни с наименьшим количеством обязательных
уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
 в 6-8 классах - 2,5 ч.,
 в 9-х классах - до 3,5 ч.
В образовательной организации в 8-9 классах устанавливается следующий
режим работы в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21- пятидневная учебная неделя (при
соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной
образовательной нагрузки согласно СанПиН 1.2.3685-21).
3.5. Учебный год в МБОУ «Школа №3» начинается 01.09.2023 г. и заканчивается
24.05.2024 г. Продолжительность учебного года для 8-9 классов составляет 34 недели.
3.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с
образовательной программой общеобразовательной организации осуществляется деление
классов на две группы:
- при реализации основных общеобразовательных программ основного общего
образования при проведении учебных занятий по предмету «Английский язык» (9 класс)
при наполняемости класса 25 и более человек.
3.7. На уровне основного общего образования все учебные предметы изучаются в
классах постоянного состава (классно-урочная система), а дифференциация и
индивидуализация осуществляются в формах занятий по развитию творческих
способностей,
групповых и
индивидуальных консультаций.
Предполагается
использование вариативных форм организации обучения и воспитания: аудиторных урок, лабораторная и практическая работа, консультация, час общения, коллективное
творческое дело,
олимпиады, конкурсы и другие; внеаудиторных – экскурсии,
проектирование, учебное исследование, кружки, секции, соревнования.
16

3.8. Общеобразовательная организация для использования при реализации
образовательных программ выбирала:
- учебники и учебные пособия, из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего
образования, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность (Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г.
№ 254 с изменениями от 23 декабря 2020 г. № 766);
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется,
исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для
освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному
предмету,
входящему
в
обязательную
часть
учебного
плана
основных
общеобразовательных программ;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного
пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую
участниками
образовательных
отношений,
учебного
плана
основных
общеобразовательных программ.
3.9. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества
часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным
программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22.12.2014 № 1601. При определении учебной нагрузки педагогических
работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной
программой
образовательной организации. Нагрузка педагогических работников,
ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических
работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата
труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности,
устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника.
Второй уровень общего образования обеспечивает освоение обучающимися
общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности
ребенка и направлен на развитие его склонностей, интересов и способностей к
социальному и профессиональному самоопределению.
4. Недельный учебный план основного общего образования 8-9 классы
Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю /год

8 класс

9 класс

Всего часов
в неделю/ год

Обязательная часть ООП
Русский язык и Русский язык
литература
Литература
Родной язык и Родной язык
родная
(русский)*
литература*
Родная литература
(русская)*
Иностранные
Иностранный язык
языки
(английский)
Математика и
Математика
информатика
Алгебра
Геометрия

3/102

3/102

6/204

2/68

3/102

5/170
1/34

0,5/17

0,5/17
1/34

17

0,5/17
3/102

0,5/17
3/102

6/204

3/102
2/68

3/102
2/68

6/204
4/136

Информатика
История России.
Всеобщая история
Обществознание

1/34
2/68

1/34
2/68

2/68
4/136

1/34

1/34

2/68

География
Биология
Физика

2/68
2/68
2/68

2/68
2/68
3/102

4/136
4/136
5/170

Химия

2/68

4/136

Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура*

1/34

2/68
-

2/68
2/68

2/68

2/68
4/136

1/34

1/34

2/68

32/1088

31/1054

63/2142

2/68

3/102

Вероятность и статистика

1/34
1/34

1/34

2/68

Я учусь говорить правильно

0

1/34

1/34

Максимально допустимая
недельная/годовая нагрузка

33/1122

33/1122

66/2244

Общественнонаучные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Искусство

Технология
Физическая
культура и ОБЖ

Основы безопасности
жизнедеятельности
Итого по обязательной части
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений*

1/34
-

5. Особенности изучения отдельных предметов в части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
Часть учебного плана основного общего образования, формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
учащихся и включает время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой
недельной нагрузки учащихся:
На параллелях 8 - 9 классов время, отводимое на данную часть учебного плана,
использовано на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов
обязательной части (предмет «Вероятность и статистика» 1 час в неделю);
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе, способствующие
формированию коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД, развитию
навыков работы с информацией (курс «Я учусь говорить правильно» в 9 классе направлен
на подготовку к Итоговому собеседованию по русскому языку).
6. Промежуточная аттестация обучающихся.
6.1. Освоение образовательной программы основного общего образования
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Основным объектом оценки
образовательных достижений обучающихся в 8 - 9 классах являются личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования. В течение учебного года при текущем и
промежуточном контроле в 8 - 9 классах отслеживаются и оцениваются динамика и
18

уровень достижения метапредметных и предметных результатов. Промежуточная
аттестация учащихся 8-9 классов осуществляется в соответствии с локальным
нормативным актом «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Школа № 3».
6.2. Целью промежуточной аттестации обучающихся является определение степени
освоения учащимися учебного материала по пройденным учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) в рамках освоения основных образовательных программ общего
образования (по уровням общего образования) за учебный год. Сроки проведения
промежуточной аттестации определяются образовательной программой, годовым
календарным графиком. Итоговая отметка за учебный год выставляется с учетом
результатов промежуточной аттестации.
6.3. Формами промежуточной аттестации являются:
итоговая контрольная работа предметного характера, комплексная контрольная работа,
диктант, сочинение или изложение с творческим заданием, тестирование, устный зачёт,
комбинированный зачет, защита проектной или исследовательской работы и др.
6.4.Обязательными
составляющими
системы
внутришкольного
мониторинга
образовательных достижений учащихся классов, участвующих в реализации ФГОС
ООО, являются:
- стартовая диагностика;
- выполнение учебных исследований и учебных проектов;
- комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку
сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при
решении учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- защита индивидуального проекта по окончании 9 класса.
Промежуточная аттестация по учебным периодам фиксируется в виде итоговой
отметки за учебный период (четверть), которая выводится как среднее арифметическое
отметок текущего контроля, округленное по законам математики до целого числа.
Для осуществления промежуточной аттестации за учебный период необходимо
наличие в течение учебного периода (четверть) не менее трех отметок при одночасовой
недельной нагрузке по предмету и не менее пяти отметок – при учебной недельной
нагрузке более одного часа в неделю согласно перечню обязательных оценочных
процедур.
Промежуточная аттестация по предметам с недельной нагрузкой менее одного
часа в неделю осуществляется по завершению освоения соответствующего учебного
предмета (курса).
Результаты промежуточной аттестации обучающихся в обязательном порядке
отражаются в классных журналах и доводятся до сведения родителей.
7. Организация внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности подготовлен с учетом требований Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, санитарноэпидемиологических правил и нормативов, обеспечивает широту развития личности
обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость
перегрузки обучающихся.
План внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом
является частью основной образовательной программы образовательной организации и
обязателен к исполнению. Он определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов учащихся и
возможностей ОО, с соблюдением требований санитарно эпидемиологических правил и
нормативов.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется
по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно оздоровительное).
19

Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью
образовательной деятельности в образовательном учреждении.
В качестве базовой модели организации внеурочной деятельности в нашей школе
реализуется модель, включающая следующие компоненты:
классное руководство (экскурсии, общественно-полезные практики, социальные
проекты);
- деятельность педагогических работников (педагога-организатора, педагога - психолога,
педагога-библиотекаря, учителя физической культуры);
- кружковая деятельность школы (вовлечение обучающихся в кружки и секции по
интересам и склонностям);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также
учреждений культуры, спорта: детская художественная школа, детско-юношеская
спортивная школа, ЦТД «Кристалл», Ирбитский государственный музей изобразительных
искусств, Ирбитский историко-этнографический музей.
В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность,
закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, олимпиады,
фестивали, соревнования, общественно полезные практики и т.д.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет в год не более
350 часов, за 5 лет обучения не более 1750 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную
деятельность, не входит в сетку учебного плана. По величине она не должна превышать
10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды
каникул, но не более ½ количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время
может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием
на базе школы, в походах, поездках и т.д.). Количество часов, отводимое на внеурочную
деятельность, определяется в соответствии с выбором обучающихся и родителей.
Перечень и содержание занятий по внеурочной деятельности формируются с учётом
образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольнооценочных процедур. Все формы внеурочной деятельности предусматривают активность
и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу.
Группы формируются из обучающихся разных классов в пределах одного уровня
образования. Длительность занятий при организации внеурочной деятельности зависит
от возраста обучающихся и вида деятельности и согласно СанПиН 1.2.3685-21 составляет
не более 1,5 часов в неделю для обучающихся 8-9 классов.Часы, отводимые на
внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой
нагрузки обучающихся.
Планируемые результаты внеурочной деятельности:
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе
внеурочной деятельности;
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности
школьников;
20

- формирования у детей социокультурной идентичности: российской, этнической,
культурной, гендерной и др.
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры,
осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- реализация, в
конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для
жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом
системы ценностей.
Духовно – нравственное направление.
Цель направления - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной
педагогической работе образовательного учреждения, семьи.
Основные задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала
в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на
основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться
лучше»; укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных
отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно
своей совести;
- формирование основ морали —осознанной учащимся необходимости определенного
поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,
должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности
школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Общеинтеллектуальное направление.
Цель направления - обеспечение достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Основными задачами являются:
формирование навыков научно-интеллектуального труда;
развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне
основного общего образования.
Общеинтеллектуальное направление ориентировано на развитие познавательных
интересов детей, расширение их культурного кругозора, развитие интеллектуальных
способностей. В рамках данного направления осуществляется участие в различных
олимпиадах, создающие условия для развития у детей познавательных интересов,
формирующие стремление ребенка к размышлению и поиск. Во время занятий
21

происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них
исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное
беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии и эти умения
применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. Формы
проведения занятий разнообразные - викторины, конкурсы, познавательные игры и
беседы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, праздники.
Выполнение разного рода проектов в рамках данного направления (исследовательских,
творческих, практико-ориентированных) прививает детям интерес к научной
деятельности, развивает познавательные интересы детей.
По итогам работы в данном
направлении проводятся конкурсы, защита проектов, исследовательских работ, создаётся
портфолио.
Общекультурное направление.
Цель направления - воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей
культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными
ценностями
отечественной
культуры,
нравственно-этическими
ценностями
многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- становление активной жизненной позиции;
- воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного
отношения к сверстникам и малышам;
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие
стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Общекультурное направление внеурочной деятельности создает условия для творческого
развития школьника, его самореализации, культурного развития. По итогам работы в
данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки.
Спортивно-оздоровительное направление.
Цель направления - формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм
поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся на уровне основного общего образования как одной
из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному
развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных,
психологических и иных особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование интереса
учеников к физкультуре и спорту, на воспитание полезных привычек как альтернативы
привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. По
итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные
выступления, дни здоровья.
Социальное направление.
Цель направления - активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих
успешному освоению нового социального опыта на уровне основного общего
образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических
компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
22

Основными задачами являются:
- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать
отношения в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основы культуры межэтнического общения;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшему поколению.
По итогам работы в данном направлении проводятся тренинги, акции, конкурсы,
выставки, защиты проектов.
План внеурочной деятельности
Направление
внеурочной
деятельности

Название курса
внеурочной деятельности

ФИО
руководителя

Спортивнооздоровительное
Социальное и
духовно-нравственное

Баскетбол

Борисов А.Ю.

1

Разговоры о важном

Классные
руководители
Классные
руководители
Дымшакова К.С.
Корнеева Н.А.

1

1

2

1

1

2

1

2
1

1

1

1

1

5

10

Общекультурное

классы

8

Профминимум «Россия –
мои горизонты»
Дружина юных пожарных
Сложные вопросы
обществознания
Реальная математика
Психологическая
подготовка к экзаменам

ИТОГО:

5

23

9
1

2

Нурсултанова
А.Б.
Богодухова М.В.

Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».