Учебный план обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)_2023-2024 уч.г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
"Основная общеобразовательная школа № 3"

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ «Школа № 3»
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Школа № 3»
от 31.08.2023г. № 44-од

Учебный план
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
на 2023-2024 учебный год

Ирбит, 2023 год

Общие положения
Учебный план является основным механизмом реализации АООП обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план разработан на основе нормативно-правовых документов:
 Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями);
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014 г. № 1599;
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), одобрена федеральным учебно-методическим объединением (протокол
заседания от 22.12.2015); 
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические требования и
нормативы к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»,
утверждённые
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее – СанПиН 1.2.3685-21);
 Устав МБОУ «Школа №3»;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 школьные локальные акты.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план МБОУ «Школа № 3» обеспечивает возможность обучения на
государственном (русском) языке Российской Федерации.
Сроки
освоения
АООП
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) - 9 лет.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет: 1-е классы - 33 недели, 2- 9 классы –
34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся 1-х классов
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы с 10.02.2024г. по
18.02.2024г.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий в 1 –х классах используется «ступенчатый» режим обучения: в
первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый).
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной
недели, при этом объем максимальной допустимой аудиторной недельной нагрузки в
течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х классов - 4 урока и один день в неделю 5 уроков за счет урока
физической культуры;

- для обучающихся 2-4 классов - 5 уроков и один день в неделю 6 уроков за счет урока
физической культуры;
- для обучающихся 5-7 классов – не более 7 уроков;
- для обучающихся 8-9 классов – не более 8 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий, дополнительных
занятий,
внеурочной
деятельности,
между
которыми
устраивается
перерыв
продолжительностью не менее 40 минут. Дополнительные занятия и внеурочная
деятельность планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Обучение по АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) осуществляется с учетом:
особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и
материально-технические).
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты
(например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть
оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной
оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений
группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы включает следующих
специалистов: учителя-предметники, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагогпсихолог, социальный педагог, медицинский работник. Для полноты оценки личностных
результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку
основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в
различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа представляются
в форме: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла
― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка
необходима для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в
индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не
только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Основной
формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический
консилиум.
На основе требований, сформулированных в Стандарте1, разработана программа
1

Часть 4 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря
2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в
Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.

оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей
обучающихся. Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые
выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.
Таблица 1. Программа оценки личностных результатов
Критерий
Параметры оценки
Индикаторы
Владение навыками
сформированность навыков способность инициировать и
коммуникации и принятыми коммуникации со взрослыми поддерживать коммуникацию с
ритуалами социального
взрослыми
взаимодействия (т.е. самой
способность применять адекформой поведения, его
ватные способы поведения в
социальным рисунком), в том
разных ситуациях
числе с использованием
способность обращаться за
информационных технологий
помощью
сформированность навыков способность инициировать и
коммуникации со
поддерживать коммуникацию
сверстниками
со сверстниками
способность применять адекватные способы поведения в
разных ситуациях
способность обращаться за
помощью
владение средствами
способность использовать
коммуникации
разнообразные средства коммуникации согласно ситуации
адекватность применения
ритуалов социального
взаимодействия

способность правильно применить ритуалы социального
взаимодействия согласно
ситуации

3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого
обучающегося (Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса
(Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия
II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя 2.
Во время обучения в I-м классе, а также в течение первого полугодия II-го класса
всячески поощряется и стимулируется работа учеников при помощи только качественной
оценки. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся
продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения
центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности,
2

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы //
Под общ. ред. И. М. Бгажноковой. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010. С. 8.

одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и
непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей
самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися
даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны
выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную
роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных
знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются
следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность
усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки
зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно»
(правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных
ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.
По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично
полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия
/ отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено
по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при
оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных
видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель
надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности используется традиционная система отметок по 5 –
балльной шкале.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится
итоговая аттестация в форме двух испытаний:
первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
В МБОУ «Школа №3» разработано Положение об организации итоговой
аттестации выпускников 9 класса, обучавшихся по АООП для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оценка деятельности педагогических кадров МБОУ «Школа №3», осуществляющих
образовательную
деятельность
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей,
свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося («было» ― «стало»)
или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности МБОУ «Школа № 3» осуществляется в ходе ее
аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на
основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с
учётом:

результатов
мониторинговых исследований
разного
уровня (федерального,
регионального, муниципального);
условий реализации АООП ОО;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная
деятельность МБОУ «Школа № 3» и педагогов, и в частности отслеживание динамики
образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МБОУ «Школа № 3».
В учебном плане представлены 6 предметных областей (1-4 классы), 7 предметных
областей (5-9 классы) и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую
направленность,
заключающуюся
в
учете
особых
образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана
адаптированной основной общеобразовательной программы образования составляет 70 %,
а часть, формируемая участниками образовательных отношений – 30 % от общего объема
учебного плана АООП.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть в учебном плане представлена предметными областями: «Язык и
речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Человек», «Искусство», «Физическая
культура», «Технологии».
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации
содержания предметных областей
Предметная область: Язык и речевая практика.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык.
Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой.
Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве
общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для
решения практико-ориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение).
Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и
развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту
литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Речевая практика.
Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и
грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие
навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Предметная область: Математика.

Основные задачи реализации содержания:
Математика (Математика и информатика).
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических
задач
и
другими).
Овладение
способностью
пользоваться
математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач
(ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в
различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать
некоторые математические знания в жизни. Формирование начальных представлений о
компьютерной грамотности.
Предметная область: Естествознание.
Основные задачи реализации содержания:
Мир природы и человека.
Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и
сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации
безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Природоведение.
Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях,
существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни.
Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии
с миром живой и неживой природы.
Биология.
Формирование
элементарных
научных представлений о компонентах живой
природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье.
Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода
за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за
своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских
и экологических проблем.
География.
Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России.
Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение
географических представлений о родном крае.
Предметная область: Человек и общество.
Основные задачи реализации содержания:
Основы социальной жизни.
Развитие
навыков
самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой
жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение
морально- этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных
ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его
соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада
семейных отношений.
Мир истории.
Формирование первоначальных временных исторических представлений. Установление
простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями, происходящими
в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества.
История Отечества.
Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни

нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на
территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и
независимость.
Этика.
Практическое освоение социальных ритуалов и форм продуктивного социального
взаимодействия, в том числе трудового. Обогащение практики понимания другого
человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания,
морального выбора в различных жизненных ситуациях.
Обществоведение.
Формирование первоначальных представлений о правах и обязанностях гражданина;
основных законах нашей страны.
Предметная область: Искусство.
Основные задачи реализации содержания:
Музыка.
Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих
адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к
музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.
Рисование.
Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для
решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать "красивое"
от "некрасивого"; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в
художественном творчестве.
Предметная область: Технология.
Основные задачи реализации содержания:
Ручной труд.
Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и
навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой
деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни
человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Профильный труд.
Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах.
Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые
навыки для полноценной коммуникации, социального и
трудового
взаимодействия.
Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства
товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных
условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных
представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку
обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.
Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в
процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется
самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и
потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных нормам и
правил.

Предметная область: Физическая культура.
Основные задачи реализации содержания:
Физическая культура (Адаптивная физическая культура).
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание
интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических
занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и
совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических
нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой
атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной
сферы и психомоторного развития;
развитие
и совершенствование волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Коррекционно-развивающее направление является обязательным, оно поддерживает
процесс освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) содержания АООП и представлено коррекционными занятиями
(логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на
коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на
реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.

Коррекционные занятия по ритмике решают задачи по развитию умения слушать
музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым
сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа,
коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков
участия в коллективной творческой деятельности.
Логопедические занятия направлены на формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе
обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря,
уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических
полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов
формируют учебную мотивацию, стимулируют сенсорно-перцептивные, мнемические и
интеллектуальные процессы. А также на занятиях происходит гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального
поведения.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса. МБОУ «Школа № 3» предоставляет обучающимся возможность
выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
осуществляется в рамках общего количества часов, предусмотренных учебным планом (4
часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического
развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов,
разрабатываются с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
I-IV классы
Предметные области
Классы
Количество часов в год
Всего

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание

Учебные предметы

I

II

III

IV

1.1.Русский язык
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
2.1.Математика
3.1.Мир
природы
человека

99
99
66
99
и66

102
136
68
136
34

102
136
68
136
34

102
136
68
136
34

405
507
270
507
168

4. Искусство
5. Физическая культура
6. Технологии
Итого

4.1. Музыка
4.2. Изобразительное
искусство
5.1. Физическая
культура

66
33

34
34

34
34

34
34

168
135

99

102

102

102

405

6.1. Ручной труд

66
693

34
680

34
680

34
680

168
2733

-

102

102

102

306

693

782

782

782

3039

198

204

204

204

810

132
1023

136
1122

136
1112

136
1122

540
4389

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию

Недельный учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
I-IV классы
Предметные областиКлассы
Количество часов в неделю Всего
I
II
III
IV
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и
1.1.Русский язык
3
3
3
3
12
речевая практика
1.2.Чтение
3
4
4
4
15
1.3.Речевая практика
2
2
2
2
8
2. Математика
2.1.Математика
3
4
4
4
15
3. Естествознание
3.1.Мир
природы
и2
1
1
1
5
человека
4. Искусство
4.1. Музыка
2
1
1
1
5
4.2. Изобразительное
1
1
1
1
4
искусство
5. Физическая
5.1. Физическая культура 3
3
3
3
12
культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию

2
21
-

1
20
3

1
20
3

1
20
3

5
81
9

21

23

23

23

90

6

6

6

6

24

4
31

4
33

4
33

4
33

16
130

Годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
V-IX классы
Предметные
Классы
Количество часов в год
области
V
VI
VII VIII
IX Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1. Русский язык
140 140 140
140
136
696
практика
1.2. Чтение
140 140 140
140
136
696
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1. Математика
140 140 105
105
102
592
2.2. Информатика
35
35
34
104
3. Естествознание 3.1. Природоведение
70
70
140
3.2. Биология
70
70
68
208
3.3. География
70
70
70
68
278
4. Человек
4.1. Мир истории
70
70
4.2. Основы социальной
жизни
35
35
70
70
68
278
4.3. История отечества
70
70
68
208
5. Искусство
5.1. Изобразительное
70
70
искусство
5.2. Музыка
35
35
6. Физическая
6.1. Физическая культура
105 105 105
105
102
522
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
210 210 245
280
272
1217
Итого
945 980 1050 1085 1054
5114
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия)
Внеурочная деятельность:
Всего к финансированию

70

70

70

70

1015 1050 1120 1155

68

348

1122

5462

210

210

210

210

204

1044

140

140

140

140

136

696

1365 1400 1470 1505

1462

7202

Недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
V-IX классы
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
области
V
VI
VII VIII
IX Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
4
4
4
4
4
20
практика
1.2.Чтение
4
4
4
4
4
20
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1.Математика
4
4
3
3
3
17
2.2. Информатика
1
1
1
3
3. Естествознание 3.1.Природоведение
2
2
4
3.2.Биология
2
2
2
6

4.
Человек
общество
5. Искусство

3.3. География
и4.1. Мир истории
4.2. Основы социальной
жизни
4.3. История отечества
5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка
6.1. Физическая культура

6. Физическая
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия)
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию

1

2
2
1

2
2

2
2

2
2

8
2
8

2

-

2
-

2
-

2
-

6
2

1
3

3

3

3

3

1
15

6
27
2

6
28
2

7
30
2

8
31
2

8
31
2

35
147
10

29

30

32

33

33

157

6

6

6

6

6

30

4

4

4

4

4

20

39

40

42

43

43

207

Индивидуальное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья применяется настоящий федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) федеральный
государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучение учащихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется по индивидуальным учебным планам.
Учебные планы для обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении,
составлены на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, (приказ МО и Н
РФ от 19 декабря 2014 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические требования и
нормативы к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
- Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 № 270-ПП «Об
утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области»;

- Постановление правительства Свердловской области от 2 августа 2005 года «Об
утверждении Положения о порядке финансирования расходов, связанных с
организацией начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования детей на дому» (с изменениями от 15 октября 2009 года, 12 июля 2011 года);
- Положение об индивидуальном обучении на дому обучающихся МБОУ «Школа № 3».
Учебные планы согласуются с родителями (законными представителями),
преподавание ведется по индивидуальным образовательным программам, разработанным
на основе образовательного стандарта общего образования (для детей с нарушениями
интеллекта – на основе программ для детей с задержкой психического развития) с учетом
особенностей
психофизического
развития
и
индивидуальных возможностей
обучающихся.
Задачами учебного плана индивидуального обучения являются:
- обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного
процесса.
- реализация общеобразовательных программ с учетом характера течения
заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения.
При распределении часов по учебным предметам учитываются интересы детей,
рекомендации клинико-экспертной комиссии.
Недельный учебный план обучающихся на дому
I-IV классы
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
области
I
II
III
IV
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и
1.1.Русский язык
2
2
2
2
речевая практика
1.2.Чтение
2
2
2
2
1.3.Речевая практика
1
1
1
1
2. Математика
2.1.Математика
2
2
2
2
3. Естествознание
3.1.Мир
природы
и0,5
0,5
0,5
0,5
человека
4. Искусство
4.1. Музыка
0,5
0,5
0,5
0,5
4.2. Изобразительное
0,5
0,5
0,5
0,5
искусство
5. Физическая
5.1. Физическая культура 0,5
0,5
0,5
0,5
культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
0,5
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Обязательная нагрузка обучающегося
9,5
Коррекционно-развивающая область
1,5
(коррекционные занятия и ритмика):
Ритмика
0,5
Коррекционно- развивающее занятие
1
Внеурочная деятельность
4
Часы самостоятельной работы обучающегося6
Максимально допустимая годовая нагрузка 21
(при 5-дневной учебной неделе)

Всего

8
8
4
8
2
2
2
2

0,5
-

0,5
-

0,5
-

2

9,5
1,5

9,5
1,5

9,5
1,5

38
6

0,5
1
4
8
23

0,5
1
4
8
23

0,5
1
4
8
23

2
4
16
30
90

Недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
V-IX классы
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
области
V
VI
VII VIII
IX
Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
3
3
3
3
3
15
практика
1.2.Чтение
2
2
2
2
2
10
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1.Математика
3
3
3
3
3
15
2.2. Информатика
1
1
1
3
3. Естествознание 3.1.Природоведение
1
1
2
3.2.Биология
1
1
1
3
3.3. География
1
1
1
1
4
4.
Человек
и4.1. Мир истории
0,5
0,5
общество
4.2. Основы социальной
1
0,5
0,5
0,5
0,5
3
жизни
4.3. История отечества
0,5
0,5
0,5
1,5
5. Искусство
5.1. Изобразительное
1
1
искусство
5.2. Музыка
0,5
6. Физическая
6.1. Физическая культура
1
1
1
1
1
5
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
2,5
3
3
3
3
16,5
78
Обязательная нагрузка обучающегося
15
15
16
16
16
10
Коррекционно-развивающая область
2
2
2
2
2
(коррекционные занятия):
20
Внеурочная деятельность
4
4
4
4
4
49
Часы самостоятельной работы обучающегося 8
9
10
11
11
157
Максимально допустимая годовая нагрузка
29
30
32
33
33
(при 5-дневной учебной неделе)
Важнейшая составляющая организации обучения на дому - самостоятельная работа
обучающегося на дому. В индивидуальном учебном плане предусмотрены часы
самостоятельной работы, которые входят в максимальную нагрузку обучающегося.
Самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию педагогического работника,
в том числе с использованием дистанционных технологий. Содержание самостоятельной
работы обучающегося на дому описано в рабочей программе учителя по предмету и
направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному
предмету, на усвоение межпредметных связей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».