Рабочая программа_ОБЖ _8-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Основная общеобразовательная школа № 3»

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ «Школа № 3»
Протокол № 1 от 31.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Школа № 3»
от 31.08.2023г. № 44-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 8 - 9 класса

Составитель:
Дымшакова К.С.,
преподаватель-организатор ОБЖ

г. Ирбит 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности ориентирована на
учащихся 8-9 классов и разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказМинобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Школа №3»;
3. Программа курса «ОБЖ». 8–9 классы / авт.-сост. Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В.,
Сидоренко Л.В.,Таранин А.Б. Учебник Вентана-Граф, 2020г.
Рабочая программа обеспечена учебниками, включенными в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (- Приказ Минпросвещения
России от 20 мая 2020 г.
№ 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»
- Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России
от 20 мая 2020 г. № 254»
Учебник по которому составлена программа:
1. Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б. «Основы
безопасностижизнедеятельности» учебник 7-9 го класса для образовательных
учреждений. Учебник Вентана-Граф, 2020
Программой отводится на изучение ОБЖ 68 часов, которые распределены по классам
следующим образом:
8 класс – 34 часа, 1 час в неделю;
9 класс - 34 часа, 1 час в неделю.
Класс
8 класс
9 класс

Практические
работы
0
0

Контрольные работы
2
2

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования ФГОС данная рабочая программа для 8-9
классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов по основам безопасности жизнедеятельности.
Урочная деятельность, направленная на формирование универсальных учебных
действий обеспечивает достижение результатов.
Личностные результаты:
- воспитывать российско-гражданские идентичности: патриотизм, любовь и
уважение к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- гуманистические, демократические и традиционные ценности
многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности
и долга перед Родиной;
- формировать целостное мировозрение, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формировать ответственное отношения к учению, готовности и способности
обучающихся ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий
и профессиональных предпочтений с учетомустойчивых познавательных
интересов;
- усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
безопасности на транспорте и на дорогах;
- освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной
жизни в группахи сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развивать правовое мышление и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и
нравственное поведение, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
- формировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формировать основу экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формировать антиэкстремистское мышление и антитеррористическое
поведение, потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности и жизнедеятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себяновые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии(например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности),устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
- освоить приемы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного исоциального характера,в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы ,модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формировать и развивать компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий;
- формировать умения взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты.
Выпускник научится:
- предвидеть возникновение наиболее распространенных опасных ситуации
по их характерным признакам;
- принимать грамотные решения и умело действовать при возникновении
чрезвычайныхситуаций, обеспечивая личную безопасность;
- уверенно действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила
личнойбезопасности;
- правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
- применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени;
- использовать индивидуальными средствами защиты;
- понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от
экстремизма и терроризма;
-обеспечивать личную безопасность в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготавливать и участвовать в различных видах активного отдыха в природных
условиях;
-оказывать первую помощь пострадавшим;
-формировать убеждения и потребности в соблюдении норм разумного и

здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- формировать современную культуру безопасности жизнедеятельности на основе
пониманиянеобходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
- формировать убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимать личную и общественную значимость современной культуры
безопаснойжизнедеятельности;
- понимать необходимость подготовки граждан к военной службе;
- формировать установку на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формировать антиэкстремистскую и антитеррористическую личностную
позицию;
- понимать необходимость сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
- знать основные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствия для
личности, общества и государства;
- знать и уметь применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
- уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления , а также на основе информации, получаемой из различных
источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальныхвозможностей;
- основы государственной стратегии РФ в области обеспечения безопасности
личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- законодательную и нормативно-правовую базу РФ по организации
противодействия терроризму;
- наиболее распространенные чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера, их последствия и классификацию,
- опасности природного, техногенного, и социального характера, наиболее
распространенныев повседневной жизни, и их возможные последствия и правила
личной безопасности;
- основные виды террористических актов, их цели и способы проведения;
- правила безопасного поведения при угрозе террористических актов;
- основные меры по профилактике наркомании и токсикомании;
- наиболее популярные виды активного отдыха в природных условиях и
правила личнойбезопасности при этом.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68 часов)
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс (1ч в неделю, всего 34ч)
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе (9 ч)
Ядовитые растения нашей местности, их влияния на здоровье человека. Правила сбора
грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными
животными. Гроза в лесу. Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций
на воде. Действия внеожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании.
Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему.Приёмы
проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду. Расширение кругозора.
Современный транспорт и безопасность (12 ч)
Транспорт в современном мире. Чрезвычайные ситуации на дорогах. Дорожно-транспортные
происшествия. Причины и последствия. Нарушение ПДД как главная причина дорожных
происшествий. Опасные игры на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода,
пассажира и велосипедиста. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Поведение в
дорожно-транспортных происшествиях. Опасные ситуации в метро. Правила поведения на
станции метро, эскалаторе, в вагоне поезда. Поведение в салоне авиалайнера. Пожар на борту
лайнера или другие чрезвычайные ситуации: правила поведения. Авиакатастрофы.
Железнодорожные катастрофы: правила поведения. Опасные игры на железнодорожном
транспорте.
Безопасный отдых и туризм (14 ч)
Виды туризма. Объективные и субъективные трудности туристского похода. Групповое
снаряжениепоходной туристской группы. Обеспечение безопасности в туристских походах:
виды опасностей. Движение по маршруту, график движения. Правила преодоления
естественных препятствий. Обеспечение безопасности при переправах через водные
препятствия. Правила разведения костра. Правила поведения туриста, если он отстал от
группы. Сигналы бедствия. Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение
безопасности в водном туристском походе. Снаряжение для водного туризма. Правила
безопасного поведения на воде. Узлы в туристском походе. Итоговое контрольное
тестирование.Итоговое повторение и обобщение.
«Основы безопасности жизнедеятельности»
9 класс (1ч в неделю, всего 34ч)
Раздел 1. Когда человек сам себе враг (10 часов).
Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий
организм. Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных
напитков. Воздействиеалкоголя на организм человека. Психологическая готовность к
неприятию алкоголя. Первая помощьпри отравлении алкоголем.
Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека.
Токсикомания.
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их
классификация и характеристика (15 часов)
Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.
Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование
землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во
время землетрясения. Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала
извержения. Поведение во время извержения вулкана. Что такое сели и оползни. Причины
их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.
Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их
приближения. Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению
последствий, наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед
наводнением и при наводнении. Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров.
Действия при лесном пожаре. Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных
системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ.
Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида.
Раздел 3. Противодействие экстремизму и терроризму (9 часов).
Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него.
Взятие взаложники и правила поведения в этом случае. Государственная политика
противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о
противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций
Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения
национальнойбезопасности в Российской Федерации. Итоговое контрольное тестирование.

Тематическое планирование урока 8 класс
№
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.

Тема

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе
Современный транспорт и безопасность
Безопасный отдых и туризм
Итого:

Количество
часов
9
12
14
35

Тематическое планирование урока 9 класс
№

Тема

Раздел 1
Раздел 2

Когда человек сам себе враг
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера, их классификация и характеристика

Раздел 3

Противодействие экстремизму и терроризму
Итого:

Количество
часов
10
15
9
34

Тематическое планирование 8 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Кол.
часов
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе
Ядовитые растения и грибы.
1
Проект № 1. «Растения и грибы таят опасность».
1
Поведение в лесу при встрече с опасными животными.
Гроза в лесу.
1
Причины возникновения опасных ситуаций на воде.
1
Умение отдыхать на воде. Правила катания на лодке.
1
Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания.
1
Правила поведения на льду.
1
Обобщающее повторение. Тестирование № 1 по теме «Опасности, с которыми мы
1
сталкиваемся на природе».
Современный транспорт и безопасность
Транспорт в современном мире.
1
Чрезвычайные ситуации на дорогах.
1
Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий.
1
Помощь пострадавшим при ДТП.
1
Практическая работа № 1. Первая помощь при кровотечениях.
1
Метро – транспорт повышенной опасности.
1
Авиакатастрофы.
1
Правила поведения на борту авиалайнера.
1
Особенность железнодорожного транспорта.
1
Правила поведения при крушении поезда, возникновении пожара.
1
Проект № 2. ««История великих кораблекрушений».
1
Обобщающее повторение. Тестирование № 2 по теме «Современный транспорт и
1
безопасность».
Безопасный туризм
Виды активного туризма.
1
Обеспечение безопасности в туристических походах.
1
Движение по туристическому маршруту.
1
Тема урока

Дата
по плану
по факту

Примечание

25. Правила безопасности в туристическом походе.
26. Требования к составлению графика движения туристической группы.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

1
1

Практическая работа № 2. Распределение снаряжения между участниками турпохода. График
движения по туристскому маршруту.
Преодоление естественных препятствий.
Обеспечение безопасности при выборе места для бивака.
Если турист отстал от группы.
Подготовка к водному туристическому походу.
Обеспечение безопасности в водном туристическом походе.
Узлы в туристическом походе.
Практическая работа № 3. Освоение разных типов узлов.
Повторение пройденного материала.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 9 класс
№

Кол.
часов

Тема урока

Дата
по плану
по факту

Когда человек сам себе враг

1. Почему курят подростки.
2. Чем опасен сигаретный дым.
3. Влияние курения на растущий организм.

1
1
1

Практическая работа № 1. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия
1
окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
1
5. Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков.
6. Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем.
1
Что
такое
наркотики
и
наркомания.
1
7.
1
8. Проект № 1. «Отражение темы пьянства в карикатуре».
Воздействие
наркотиков
на
организм
человека.
Токсикомания.
1
9.
1
10. Проект № 2. «Наркотикам – нет!».
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика
1
11. Тестирование № 1 по теме «Когда человек сам себе враг». Определение чрезвычайной ситуации.

4.

Примечание

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Классификация чрезвычайной ситуации.
Система оповещения. Общие правила эвакуации.
Что такое землетрясение, его признаки. Правила поведения во время землетрясения.
Извержение вулкана. Правила поведения во время извержении вулкана.
Что такое сели и оползни. Правила поведения при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.
Ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Правила поведения при угрозе их приближения.
Причины возникновения наводнений. Действия перед наводнением и при наводнении.
Природные пожары, их причины.
Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.
Обобщающее повторение. Тестирование № 2 по теме «Чрезвычайные ситуации природного
характера».
Причины и виды техногенных чрезвычайных ситуаций.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ.
Аварии на гидродинамических объектах.
Правила поведения при авариях различного вида.
Противодействие экстремизму и терроризму
Тестирование № 3 по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера». Что такое
экстремизм и терроризм.
Как снизить угрозу теракта.
Практическая работа №м 2. Федеральные законы «О противодействии экстремистской
деятельности», «О противодействии терроризму».
Правила поведения во время взрыва и при угрозе его.
Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.
Особенности проведения спецопераций.
Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.
Что такое национальная безопасность Российской Федерации.
Условия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».