РП_Химия_ 2023-2024 уч.г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Основная общеобразовательная школа № 3»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ «Школа № 3»
Протокол № 1 от 31.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Школа № 3»
от 31.08.2023г. № 44-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Химия»
для обучающихся 8-9 классов

г. Ирбит 2023 г.

1. Планируемые результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего
образования
в
обучении
химии
должны
отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного
общего
образования
в
обучении
химии
должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в

рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения химии должны отражать:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах,
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим
языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы
многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве
мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно
оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с
веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать
экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия
веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения
веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их
превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием
лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
№ темы

Предметные результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится
1
Характеризовать основные методы познания:
наблюдение, измерение, описание, эксперимент

Количест
во лет на
освоение

классы

1

8

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

2
2
2
2
2
3
3

4

4

4
4
4

Описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных
веществ, выделяя их существенные признаки
Раскрывать смысл основных химических понятий:
«атом», «молекула», «химический элемент», «простое
вещество», «сложное вещество», «валентность»,
«химическая реакция», используя знаковую систему
химии
Раскрывать смысл законов сохранения массы веществ,
постоянства состава, атомно – молекулярной теории
Различать химические и физические явления
Называть химические элементы
Определять состав вещества по их формулам
Определять валентность атома элемента в соединениях
Определять тип химических реакций
Определять признаки и условия протекания химических
реакций
Составлять формулы бинарных соединений
Составлять уравнения химических реакций
Соблюдать правила безопасной работы при проведении
наблюдений и опытов
Пользоваться лабораторным оборудованием и посудой
Вычислять относительную молекулярную и молярную
массы веществ, массовую долю химического элемента по
формуле соединения
Вычислять количества или массу вещества по
количеству вещества или массе реагентов или продуктов
реакции
Характеризовать физические и химические свойства
простых веществ: кислорода и водорода
Получать, собирать, распознавать и изучать химические
свойства кислорода и водорода
Раскрывать смысл закона Авогадро
Раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакций»,
«молярный объём»
Вычислять по химическим уравнениям объём одного из
продуктов реакции по массе исходного вещества
Характеризовать химические свойства воды
Раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять
массовую долю вещества в растворе, готовить растворы с
определённой массовой долей растворённого вещества
Называть соединения изученных классов неорганических
веществ, составлять их формулы, определять
принадлежность веществ к определённому классу
Характеризовать физические и химические свойства
основных классов неорганических веществ: оксидов,
кислот, оснований, солей
Проводить опыты, подтверждающие химические
свойства изученных классов веществ
Распознавать опытным путём растворы кислот и щелочей
по изменению окраски индикатора
Характеризовать взаимосвязь между классами

2

8-9

2

8-9

1

8

1
1
2
2
2
2

8
8
8-9
8-9
8-9
8-9

2
2
2

8-9
8-9
8-9

2
1

8-9
8

2

8-9

1

8

1

8

1
1

8
8

2

8-9

1
1

8
8

2

8-9

2

8-9

2

8-9

2

8-9

2

8-9

неорганических соединений
5
Раскрывать смысл Периодического закона Д. И.
Менделеева
5
Объяснять физический смысл порядкового номера,
номеров группы и периода в периодической системе Д. И
Менделеева
5
Объяснять закономерности изменения строения атомов,
свойств элементов в пределах малых периодов и главных
подгрупп
5
Характеризовать химические элементы (первых 20) на
основе их положения в Периодической системе
элементов Д. И. Менделеева и строения их атомов
5
Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов
Периодической системы
6
Раскрывать смысл понятий: «химическая связь»,
«электроотрицательность», «степень окисления»
6
Характеризовать зависимость зависимость физических
свойств веществ от типа кристаллической решётки
6
Изображать электронно –ионные формулы веществ,
образованных химическими связями разного вида
6
Определять степень окисления атома элемента в
химическом соединении
7
Раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион»,
«электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая
диссоциация», «окислитель», «восстановитель»,
«окисление», «восстановление».
7
Раскрывать смысл теории электролитической
диссоциации, сущность процесса диссоциации и реакций
ионного обмена
7
Распознавать опытным путём растворы солей по
наличию в них хлорид-, сульфат-, карбонат- ионов и иона
аммония
7
Определять окислитель и восстановитель
8
Называть факторы, влияющие на скорость химической
реакции
8
Классифицировать химические реакции по различным
признакам
9
Характеризовать взаимосвязь между составом, строением
и свойствами неметаллов
9
Проводить опыты по получению и изучению химических
свойств неметаллов
9
Распознавать опытным путём газообразные вещества:
углекислый газ и аммиак
10
Характеризовать взаимосвязь между составом, строением
и свойствами металлов
10
Проводить опыты, подтверждающие химические
свойства металлов
Выпускник получит возможность научиться:
1-10
Использовать приобретённые знания для объяснения
отдельных фактов и природных явлений
5,6,9,10 Прогнозировать химические свойства веществ на основе

1

8

1

8

1

8

1

8

2

8-9

2

8-9

2

8-9

2

8-9

2

8-9

1

9

1

9

1

9

1
1

9
9

1

9

1

9

1

9

1

9

1

9

1

9

2

8-9

1

9

их состава и строения
4,9, 10
Оценивать влияние химического загрязнения
окружающей среды и организма человека
2-4,7-10 Использовать приобретённые знания для экологически
грамотного поведения в окружающей среде
1,2,3,4, Использовать приобретённые ключевые компетенции
7,
при выполнении проектов по изучению свойств,
8,9,10
способов получения и распознавания веществ
1,2,3,4, Объективно оценивать информацию о веществах и
6,
химических процессах, критически относится к
8,9,10
псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе
5,6
Осознавать значение теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека
1-10

Создавать модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач

2

8-9

2

8-9

2

8-9

2

8-9

2

8-9

Тематическое планирование
№п/п

Название темы, раздела

Кол-во
часов

Пр.р.

К.р.

8класс
1.
2.
3.
4.
5.

Введение
Атомы химических элементов
Простые вещества
Соединения химических элементов
Изменения, происходящие с веществами

6.
7.

Практикум №1
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

8.
9.

Практикум №2
Резерв (на проектную деятельность)
Итого:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

4часа
9часов
6часов
14часов
12
часов
3 часа
18
часов
1 час
3 часа
70
часов

1
1
1
1
3
1
1
4часа

5 часов

9класс
Введение. Общая характеристика химических элементов и 10часов
1
химических реакций. ПСХЭ.
Металлы
14
1
часов
Практикум №1
2 часа
2
Неметаллы
25
1
часов
Практикум №2
3часа
3
Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
10
1
Подготовка
часов
к государственной итоговой аттестации (ГИА)
Резервное время (на проектную деятельность – 3ч)
6 часов
70
5часов 4 часа

Итого:

часов

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение.
Источники химической информации: химическая литература, Интернет.
Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и
неметаллы. Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов.
Химическая формула. Валентность химических элементов. Составление формул
бинарных соединений по валентности атомов химических элементов и определение
валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений.
Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля
химического элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса
и молярный объем.
Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических
реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические
уравнения. Коэффициенты в уравнениях химических реакций как отношения количеств
веществ, вступающих и образующихся в результате химической реакции. Простейшие
расчеты по уравнениям химических реакций.
Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ.
Кислород. Воздух. Горение. Оксиды. Оксиды металлов и неметаллов. Водород. Вода.
Очистка воды. Аэрация воды. Взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов.
Кислоты, классификация и свойства: взаимодействие с металлами, оксидами металлов.
Основания, классификация и свойства: взаимодействие с оксидами неметаллов,
кислотами. Амфотерность. Кислотно-основные индикаторы. Соли. Средние соли.
Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами. Связь между основными
классами неорганических соединений.
Первоначальные представления о естественных семействах (группах) химических
элементов: щелочные металлы, галогены.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева. Строение вещества.
Периодический
закон.
История
открытия
периодического закона.
Значение
периодического закона для развития науки.
Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов.
Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура
таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Физический
смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов
А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и
нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная
масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых
периодов.
Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная
связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.
Раздел 3. Многообразие химических реакций.
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения,
обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно
-восстановительные,
необратимые,обратимые.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Растворы. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и
анионы. Диссоциация солей, кислот и оснований в водных растворах. Реакции ионного
обмена в растворах электролитов.
Раздел 4. Многообразие веществ.
Естественные семейства химических элементов металлов и неметаллов. Общая
характеристика неметаллов на основе их положения в периодической системе.
Закономерности изменения физических и химических свойств неметаллов — простых
веществ, их водородных соединений, высших оксидов и кислородсодержащих кислот на
примере элементов второго и третьего периодов.
Общая характеристика металлов на основе их положения в периодической системе.
Закономерности изменения физических и химических свойств металлов — простых
веществ, их оксидов и гидроксидов на примере элементов второго и третьего периодов.
Амфотерные соединения алюминия. Общая характеристика железа, его оксидов и
гидроксидов.
Раздел 5. Экспериментальная химия
Демонстрационный и лабораторный эксперимент. 1. Примеры физических явлений. 2.
Примеры химических реакций с ярко выраженными изучаемыми признаками. 3. Реакции
соединения,разложения, замещения, обмена. 4. Реакции, иллюстрирующие свойства и
взаимосвязи основных классов неорганических соединений. 5. Опыты, иллюстрирующие
закономерности изменения свойств щелочных металлов и галогенов. 6.
Опыты, иллюстрирующие закономерности изменения свойств гидроксидов и
кислородсодержащих кислот элементов одного периода. 7. Примеры окислительновосстановительных реакций.8.Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
9.Примеры эндо- и экзотермических реакций. 10. Сравнение электропроводности
растворов электролитов и неэлектролитов. 11. Реакции ионного обмена. 12. Опыты,
иллюстрирующие физические и химические свойства изучаемых веществ.
Практические работы 8 класс 1. Правила техники безопасности при работе в
химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и
нагревательными приборами. 2. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой
доли в растворе
4. Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца.
5. Решение экспериментальных задач.
Практические работы.9 класс 1. Осуществление цепочки химических превращений. 2.
Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на
распознавание и получение соединений металлов. . Решение экспериментальных задач по
теме «Подгруппа кислорода». 5. Получение, собирание и распознавание газов.
Расчетные задачи. 1.Вычисление относительной молекулярной и молярной массы
вещества по его химической формуле. 2. Расчет массовой доли химического элемента в
соединении. 3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе. 4. Вычисления
по химическим уравнениям массы или количества вещества одного из участвующих или
получающихся в реакции соединений по известной массе или количеству вещества
другого соединения.
8 класс
Введение
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование.
Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его
результатов. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных
атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических
реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных
ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.
И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их

названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и
молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в
веществе на основе его формулы. Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы.
Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических
элементах.
Демонстрации. 1. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) различных простых и
сложных веществ.
2. Коллекция стеклянной химической посуды. 3. Коллекция материалов и изделий из них
на основе алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой
воды.
Тема 1. Атомы химических элементов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении
атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная
модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь
понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное
определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного
химического элемента.
Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых
периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов —
физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического
элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные
атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических
свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной
связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных
молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и
структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование
бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь.
Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи.
Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по
формуле бинарного соединения.
Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов.
Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы). Изготовление моделей
молекул бинарных соединений. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства
металлической связи.
Практические работы 1. Правила техники безопасности при работе в химическом
кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными
приборами.
Контрольная работа 1 по теме: « Атомы химических элементов»
Тема 2 Простые вещества
Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов
Д. И.Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций,
магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые

вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора,
углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов — водорода, кислорода,
азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических
элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные
модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметалические свойства
простых веществ. Относительность этого понятия.
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем
газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и
киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и
киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный
объем газов», «число Авогадро».
Демонстрации. Ознакомление с коллекцией металлов. Ознакомление с коллекцией
неметаллов.
Контрольная работа 2 по теме: « Простые вещества»
Тема 3. Соединения химических элементов
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени
окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных
соединений, общий способ их названий.
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр.
Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные
соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ,
негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и
аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители
щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных
реакциях.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная,
соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски
индикаторов.
Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в
воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств
веществ от типов кристаллических решеток.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства
чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси.
Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических
решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы,
изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его
окраски в различных средах. Шкала pH.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами аммиака. Определение pH
растворов кислоты, щелочи и воды. Определение pH лимонного и яблочного соков на
срезе плодов. Ознакомление с коллекцией солей.Ознакомление с коллекцией веществ с
разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических
решеток. Ознакомление с образцом горной породы.
Практические работы 2. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в
растворе
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами
Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном
его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция,
кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и
условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения.
Понятие об экзо - и эндотермических реакциях.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и
коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или
объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с
использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с
заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю
примесей.
Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы.
Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые
и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование
для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами,
реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции
обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до
конца.
Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз
воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов.
Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды».
Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз
веществ.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода
или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистых
веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение
магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в)
получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д)
взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение
перманганата калия; ж) разложение пероксида
водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з)
взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Практические работы 3. Признаки химических реакций.
Контрольная работа 3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами»
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах.
Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых
веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы.
Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм
диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической
диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения
реакций. Реакции обмена, идущие до конца.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории
электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций.
Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями —

реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы
растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории
электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование
таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований.
Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с
солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств
солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами
неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции.
Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительновосстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете
окислительно-восстановительных реакций.
Демонстрации. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. Получение
нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. Взаимодействие кислот с
основаниями. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с
металлами. Взаимодействие кислот с солями. Взаимодействие щелочей с кислотами.
Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Взаимодействие щелочей с солями.
Получение и свойства нерастворимых оснований. Взаимодействие осно́вных оксидов с
кислотами. Взаимодействие осно́вных оксидов с водой. Взаимодействие кислотных
оксидов с щелочами.
Практические работы 4. Условия течения химических реакций между растворами
электролитов до конца.
5. Решение экспериментальных задач.
Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса
9 класс
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории
электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного
элемента.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и
земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и
микроэлементы.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по
различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ»,
«тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов,
образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о
скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И.Менделеева. Модели атомов элементов
1—-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость
скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости
химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости
химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий
слой»).
Лабораторные опыты 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.
Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д.
И.Менделеева
Диагностическая контрольная работа
Тема 1. Металлы
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие
физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства
металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду
напряжений металлов.
Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их
получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их
получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие
соединения щелочных металлов —оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты,
сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные
удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов.
Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения
щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты,
нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли
алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его
соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов.
Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. Получение гидроксида алюминия
и исследование его свойств. Взаимодействие железа с соляной кислотой. Получение
гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Практические работы. 1. Осуществление цепочки химических превращений. 2.
Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на
распознавание и получение соединений металлов.
Контрольная работа №1 по теме : Металлы»
Тема 3. Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И.Менделеева,
особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности»,
ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия.
Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода,
его получение и применение.
Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды.
Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства

воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры.
Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные
соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде.
Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды
серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их
применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение,
свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды
азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты,
проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их
применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота,
фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды
углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их
значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид
кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в
живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Получение и распознавание водорода. Качественная реакция на
галогенид-ионы.. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Лабораторные опыты. Ознакомление с составом минеральной воды. 30. Свойства
разбавленной серной кислоты. Изучение свойств аммиака. Распознавание солей аммония.
Горение фосфора на воздухе и в кислороде. Распознавание фосфатов. Горение угля в
кислороде. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.
Практические работы. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа
кислорода». 5. Получение, собирание и распознавание газов.
Контрольная работа №2 по теме : Неметаллы»
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к
государственной итоговой аттестации (ГИА)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева.
Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в
свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.
Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и
свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав
реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект;
изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление
протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость
химических реакций и способы смещения химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла,
неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты,
амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в
свете теории электролитической диссоциации.
Итоговая контрольная работа за курс химии 9 класса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».